реферат
Главная

Рефераты по рекламе

Рефераты по физике

Рефераты по философии

Рефераты по финансам

Рефераты по химии

Рефераты по хозяйственному праву

Рефераты по экологическому праву

Рефераты по экономико-математическому моделированию

Рефераты по экономической географии

Рефераты по экономической теории

Рефераты по этике

Рефераты по юриспруденции

Рефераты по языковедению

Рефераты по юридическим наукам

Рефераты по истории

Рефераты по компьютерным наукам

Рефераты по медицинским наукам

Рефераты по финансовым наукам

Рефераты по управленческим наукам

Психология педагогика

Промышленность производство

Биология и химия

Языкознание филология

Издательское дело и полиграфия

Рефераты по краеведению и этнографии

Рефераты по религии и мифологии

Рефераты по медицине

Курсовая работа: Система главных героев и конфликт в повести Ф. М. Достоевского "Дядюшкин сон"

Курсовая работа: Система главных героев и конфликт в повести Ф. М. Достоевского "Дядюшкин сон"

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


                                                                                                                  Кафедра зарубежной и русской литературы


Курсовая работа
Система главных героев и конфликт в повести Ф. М. Достоевского

«Дядюшкин сон»


Выполнила:

студентка  3 курса группы «»
филологического факультета

Научный руководитель:
ассистент

 


  Стерлитамак 2005


СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................................................................... 3

Глава 1. Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского «Дядюшкин сон»........................................................ 5

§1. Творческая история повести «Дядюшкин сон»................................... 5

§2. Повесть «Дядюшкин сон» в оценке литературоведов....................... 10

Глава 2. Средства изображения характера главных          героев в повести Достоевского «Дядюшкин сон»................................... 12

§1. Роль портрета и речевой характеристики женских     образов в повести «Дядюшкин сон».......................................................................................... 12

§2. Сон и реальность в изображении Ф. М. Достоевским........................ 16

§3. Смысл названия повести Достоевского  «Дядюшкин сон»............. 19

Заключение................................................................................................. 20

Библиография............................................................................................ 21


Введение

Нет в русской литературе такого писателя-классика, который возбуждал бы своим творчеством столь различные, неред­ко даже противоположные суждения и оценки, как Достоевский.

Объясняется это, конечно, глубочайшими противоречиями миропонимания Достоевского и вытекающей отсюда слож­ностью и разносторонностью содержания и формы его произ­ведений. Но такая сложность и противоречивость не была просто личным, прирожденным свойством его мышления и та­ланта. Она была по-своему порождена напряженной обществен­ной борьбой, которая происходила в русском обществе в 1840 – 1870-е годы, во время формирования мышления и та­ланта писателя, и в которой он постепенно занял совершенно особенное и самостоятельное место. Для того, чтобы это понять необходимо проследить хотя бы коротко путь жизненного и твор­ческого развития писателя.

Если уж говорить о тех характерных сторонах гения Достоевского, в которых дей­ствительно отражается русская душа, русский национальный характер, то это как раз то, что можно назвать беспощадностью в стремлении дойти до самого предела, до конца в развязывании всех, самых сокровенных узлов мысли и чувства, в беспощадной искренности обнажения всего того, что враждебно справедливости и правде. Герой Достоевского мучается противоречием между присущим ему стремлением к правде, справедливо­сти, добру и тем, что окружающая его действительность вынуждает тво­рить зло. Пусть Достоевский ошибался, считая стремление к добру и стрем­ление к злу одинаково сильными и вечными, неизменными в душе человека; пусть он ошибался, стремясь перенести борьбу между добром и злом в метафизическую плоскость борьбы между богом и дьяволом, где поле битвы — сердца людей, в сферу изолированной, извечно равной самой себе человеческой души; это вело к своего рода «дурной бесконечности» замкнутого психологического самоанализа. Но все же голос    реальной дей­ствительности, реальных страданий человечества, стремление к предель­ной правдивости всегда звучали в его произведениях с неослабевавшей силой[1].

И в повести «Дядюшкин сон» присутствуют данные мотивы. Может показаться странным, что Достоевский, еще в раннем своем творчестве обративший внимание критики «мрачным, унылым, болезнен­ным тоном» (Н. А. Добролюбов) своих повестей, пережив дантов ад «Мертвого дома» и свое «освобождение» из него солдатом в затерянный где-то на задворках империи полк, заявляет вдруг читателям о своем возвращении в литературу после десятилетнего перерыва как писатель комический. Правда, способность автора «Бедных людей» к юмору как «преобладающая черта его таланта» была отмечена еще первым его цени­телем — В. Г. Белинским. Но даже если целиком согласиться с этой оценкой великого критика, нельзя не заметить все же явного вроде бы несоответствия между веселым смехом «Дядюшкиного сна», увлекающего читателя целым каскадом lazzis (шуток — импровизаций в духе итальян­ской комедии масок), и безрадостным, полунищенским существованием их создателя, сосланного на поселение после каторги в Семипалатинск.

Таким образом, определяется цель исследования – выявление причин написания сатирического произведения, раскрытие исторических условий, мировоззрения Достоевского, литературных источников; описание своеобразия конфликта, системы героев.

Актуальность же данной работы в том, что повесть «Дядюшкин сон» в основном в литературоведении обходят стороной, как произведение несвойственное писателю и малозначимое. В связи с этим важным представляется изучение места данного произведения в творчестве Достоевского и его роль.

В исследованиях Г. М.Фридлендера, М. С. Альтмана, Л. П. Гроссмана, Н. П. Утехина, Н. Ф. Бельчикова, В. Н. Захарова и др. есть указания на «Дядюшкин сон», его творческую историю и значение, проблему жанра.

Материал, представленный в курсовой работе, обладает ценной практической значимостью. Во-первых, на лекциях и семинарах, посвященных изучению творчества Достоевского и особенно такого переломного в его жизни момента, как связь с кружком петрашевцев, каторга и поселение в Сибири; во-вторых, на спецсеминарах и уроках. Необходимо подчеркнуть, что дальнейшее развитие и углубление темы может послужить для написания дипломной работы и других  научных исследований.


Глава 1. Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского «Дядюшкин сон»

§1. Творческая история повести «Дядюшкин сон»

Сороковые годы XIX века, когда начали складываться идей­ные интересы и идеалы Достоевского, были началом очень большого и глубокого перелома во всей русской общественной жизни — постепенного превращения России крепостнической в Россию буржуазную. Назревал общий кризис самодержавно-крепостнической системы. Это уже смутно сознавали лучшие люди из русской интеллигенции, особенно разночинской, демо­кратически мыслящей, такие, как Белинский, Петрашевский, их соратники и ученики[2].

Во второй половине 40-х годов Достоевский сближается с критиком «Отечественных записок» Валерианом Майковым, его братом – поэтом А. Н. Майковым и А. Н. Плещеевым. Через них он связывается с кружком М. В. Петрашевского. С начала 1847 года Достоевский становится посетителем «пятниц» Петрашевского, на которых обсуждались острые вопросы современной политической жизни и теории утопического социализма. Участники кружка Петрашевского были людьми разных взглядов, но их объединяло отрицание самодержавно-крепостнического режима и увлечение утопическим социализмом. В кружке «петрашевцев» осо­бенно популярны были теории утопических социалистов — Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Однако «мирные» идеи Фурье и Сен-Симона, их мечтания об устройстве справедливого общества, основанного на равенстве его членов, которые будут добровольно нести трудо­вые обязанности, в условиях русской действительности приобретали антикрепостнический характер, и «петрашевцы» в своих полити­ческих чаяниях стали на путь революционной подпольной организации. Петрашевцы выдвигали широкую программу демократических преобразований, и прежде всего уничтожение крепостного права. Достоевский вместе со Спешневым и некоторыми другими петрашевцами пытались организовать нелегальную типографию для печатания пропагандистской литературы. 23 апреля 1849 года он, как и прочие посетители «пятниц», был арестован и почти восемь месяцев провел под следствием в каземате Петропавловской кре­пости. В особую вину ему ставилось чтение и распространение знаменитого письма Белинского к Гоголю. Суд признал Достоев­ского виновным «в умысле на ниспровержение существующих отечественных законов», в «распространении преступного о рели­гии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышлен­ного сочинения поручика Григорьева»  и приговорил его к лише­нию «всех прав состояния» и к «смертной казни расстрелянием». Этот приговор был заменен Николаем I ссылкой на каторжные работы на 4 года с лишением дворянства и определением после каторги на военную службу рядовым. Эта царская «милость» была объявлена Достоевскому и другим осужденным, когда они уже приготовлены были к расстрелу. 24 декабря 1849 года До­стоевский вместе с партией арестантов, закованных в кандалы, был отправлен по этапу в Сибирь[3].

Так поплатился будущий великий писатель за свое участие в нелегальном политическом движении 40-х годов. Но это уча­стие оставило неизгладимый след на всем складе его умствен­ной жизни. Достоевский навсегда сохранил демократичность своих стремлений и идеалов, постоянное сочувствие к людям унижаемым и оскорбляемым. Он вынес вместе с тем из испыта­ний своей молодости не только неизменный, но все возрастаю­щий (по обстоятельствам дальнейшего развития России) жгучий интерес к важнейшим, кардинальнейшим проблемам устройства человеческой жизни, исключительную склонность к нравственным исканиям и, наконец, глубокую страстность своего художественного мышления. Однако все это сказалось в полную силу в мировоззрении и творчестве писателя лишь позднее — в пореформенные десятилетия[4].

С 1850 по 1859 год Достоевский провел мучитель­ное десятилетие каторги и ссылки в Сибири. Около четырех лет он находился в Омской крепостной тюрьме, пребывание в которой описано им в «Записках из Мерт­вого дома». По словам писателя, он в эти годы «был похоронен живой и закрыт в гробу». Положение арестанта в Омском остроге, закованного в «ножные железа», подвергающегося оскорблениям и унижениям тюремного начальства и опасности расправы со сто­роны уголовных преступников, тягостно действовало на писателя. У него появилась тяжелая нервная болезнь — эпилепсия, припадки которой мучили его в дальнейшем всю жизнь. Однако эти суровые четыре года, проведенные в Омском остроге, не прошли для писателя бесследно. Здесь он встретился с людьми из народа, с солдатами, крепостными крестьянами, с которыми близко позна­комился в условиях каторжного быта.

На каторге произошел у писателя тот перелом мировоззрения, который в известной мере был подготовлен его колебаниями в 40-е годы. Достоевский с болезненной остротой почувствовал разрыв между отвлеченными гуманными идеалами утопического социализма и реальными нуждами народа. Однако выводы, которые он сделал из этих наблюдений, оказались отходом от революционных и подлинно демократических идеалов, привели писателя к оправданию религии, к пересмотру своих прежних взглядов.

По окончании каторжных работ Достоевский в начале 1854 года был зачислен в сибирский линейный  батальон, находившийся в Семипалатинске. При всех трудностях царской солдатчины освобождение из тюрьмы в корне меняло образ жизни, давало возможность читать и даже урывками писать[5].

Заветные замыслы Достоевского отличались и тогда той глубиной и трагизмом, которые не соответствовали требованиям официальных кругов к опальному сочинителю – доказать свою лояльность отказом от критики современной действительности и умением показать русскую жизнь в светлых и радостных тонах.

Достоевскому приходится «отложить в сторону» свои любимые идеи и взяться за разработку подходящих для печати и цензуры, безобидных и даже забавных сюжетов. В конце 50-х годов он создает две повести: «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково». Достоевский не любил этих вынужденно беспечных семипалатинских произведений. Но сибирские повести представляют интерес как создание типов, которые получат развитие в позднейшем творчестве Достоевского[6].    

Впервые «Дядюшкин сон» напечатан в мартовской книжке «Русского слова» за 1859г.

Время, когда была начата работа над повестью, можно определить лишь предположительно. Как известно из письма к А. Н. Майкову от 18 января 1856г., в это время Достоевский был занят комическим романом: «Я шутя начал комедию и шутя вызвал столько комической обстановки, столько комических лиц и так понравился мне мой герой, что я бросил форму комедии, несмотря на то, что она удавалась, собственно для удовольствия как можно дольше следить за приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним. Этот герой мне несколько сродни. Короче, я пишу комический роман, но до сих пор все писал отдельные приключения, написал довольно, теперь всё сшиваю в целое».

Однако комический роман не был написан Достоевским, не сохранилось никаких рукописей к нему. Два года спустя после первого упоминания об этом замысле, в январе 1858 г. Достоевский писал из Семипалатинска брату Михаилу Михайловичу, что он оставляет «до времени» работу над большими произведениями. Вместо этого он собирается написать повесть или «небольшой роман, в величину «Бедных людей», т. е. будущее «Село Степанчиково». «Кроме того, — сообщает Достоевский, — в большом романе моем есть эпизод, вполне законченный, сам по себе хороший, но вредящий целому. Я хочу отрезать его от романа. Величиной он тоже с «Бедных людей», только комического содержания. Есть характеры свежие». Этот «эпизод» предназначался для журнала «Русское слово». Писатель обещал выслать в журнал часть своего произведения в апреле или целиком всю повесть в сентябре. Однако 13 декабря 1858 г. он снова писал M. M. Достоевскому: «Уведомлял я тебя в октябре, что 8-го ноября непременно вышлю тебе повесть. Но вот уже декабрь, а моя повесть не кончена. Многие причины помешали. И болезненное состояние, и нерасположение духа, и провинциальное отупение, а главное отвращение от самой повести. Не нравится мне она, и грустно мне, что принужден вновь являться в публику так не хорошо». Сетуя, что не имеет возможности работать над «большим романом», дорогим для него замыслом, Достоевский заключает: «И для денег я должен нарочно выдумывать повести. <...> Скверное ремесло бедного литератора. Повесть моя растянулась в шесть листов, и, кажется, скоро пошлю к тебе ее». В январе следующего года повесть была окончена и отправлена в Петербург, где и вышла из печати в мартовском номере «Русского слова»[7].

Очень вероятно, что «Дядюшкин сон» и был эпизодом большого романа. Эту мысль высказал П. Н. Сакулин в статье «Второе начало» (там же, т. II, С. 534.). О первоначальном намерении Достоевского писать комедию свидетельствуют многие страницы «Дядюшкина сна», где описания очень напоминают ремарки в драматическом произведении: «Десять часов утра»; «В этом салоне порядочно выкрашены полы и недурны выписные обои. В мебели, довольно неуклюжей, преобладает красный цвет. Есть камин, над камином зеркало, перед зеркалом бронзовые часы с каким-то амуром весьма дурного вкуса. Между окнами, в простенках, два зеркала, с которых уже успели снять чехлы»; «Сама Марья Александровна сидит у камина в превосходнейшем расположении духа и в светлозеленом платье, которое к ней идет»; «Перед ней стоя рисуется молодой человек и что-то с одушевлением рассказывает» и т. д.

В начале 1859г. Достоевский отправил повесть в «Русское слово» и с волнением ждал от брата сообщений о впечатлении, которое она произведет в редакции: «Это для меня, друг мой, чрезвычайно важно…Любопытно знать, не выкинула ли чего цензура» («Письма», т. II, С. 596-597)[8].

«Дядюшкин сон», как и писавшееся одновременно с ним «Село Степанчиково», во многом связаны с литературной традицией. Позднее, в «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал о семипалатинском периоде своей жизни: «Помню, что выйдя в 1854 году, в Сибири, из острога, я начал перечитывать всю написанную без меня за пять лет литературу» (Дневник писателя. 1877 г. Ноябрь. Гл. I. § 2). Об этом же говорят и его письма 1850-х годов. Чтение И. С. Тургенева («Записки охотника», повести), А. Ф. Писемского, M. Е. Салтыкова-Щедрина («Губернские очерки») отразилось в литературной работе Достоевского. Однако уже в семипалатинский период творчества писатель не прошел мимо новых литературных открытий (изображение провинциальной, глубинной России). Возможно, одним из литературных источников «Дядюшкиного сна» оказалась и повесть Ф. M. Достоевского «Пятьдесят лет», опубликованная в 1850 г. в журнале «Отечественные записки». В. С. Нечаева показала близость сюжета, отдельных эпизодов и образов в обеих повестях[9].

Многие литературные заимствования чувствуются в его комическом романе «Дядюшкин сон» (1859). В основу положена развязка «Ревизора», «реприманд», пережитый город­ничихой. В «Дядюшкином сне» эта участь выпала на долю «первой дамы» города, всесильной Марьи Александровны Мо­скалевой. Уж не послужила ли прототипом Марья Алексеевна из «Горя от ума», недаром эти женские имена совпадают, а фамилия Москалева отсылает нас мысленно к фамусовской Москве, хотя действие происходит в заштатном городке Мордасове. Всегда все спрашивали в Мордасове: «Ну, как-то теперь поступит Марья Александровна...» (то есть прямо как у Грибоедова: «...что станет говорить княгиня Марья Алексевна»).

Герой романа князь К., старик, селадон, приехал в город и остановился в доме Москалевой. Это возвысило ее в глазах общества и породило у нее самой некоторые планы относительно князя и своей дочери. Зина любила музыку, у нее уже был поклонник из мелких чиновников. Много стоило матери угово­рить ее пуститься в затеянную авантюру, женить на себе старого князя. Провинциальные нравы, хроника событий несколько напоминают только что появившиеся тогда «Губернские очерки» Щедрина. Есть сходство и с пьесой Тургенева «Провинциалка». Внесены черты из собственной биографии: запоздалый роман с Исаевой. Достоевский искренне считал себя после каторги уже пожилым, ему было 37 лет. Следы старых манер видны отчет­ливо: любящий Зину Вася — бедный чиновник, «мечтатель», таких Достоевский уже выводил в «Слабом сердце» и «Белых ночах». К «Неточке Незвановой» отсылает сцена прощания умирающего Васи с Зиной.

Комизм состоит в том, что князь хлестаковствует и не догадывается, что затевается вокруг него. Он не годится для роли жениха. Ведь недаром же говорили, что у него глаза вставные, ноги пробочные и весь он на пружинах. Хвастовство князя тем, что он целый «водевиль написал», что он лорда Байрона «помнит» и с ним «был на дружеской ноге»,— все это отзывается прямыми заимствованиями из «Ревизора»[10].

Достоевский любил называть в своих произведениях те художественные создания, которые своим жанром или общей идеей могли служить ему для написания данной вещи. Так, упоминаются «Мемуары» Казановы, причем самим дядюшкой.

Такие параллели как бы служили ключом и комментарием к сложным внутренним событиям фабулы. Они углубляли и характеристику героев[11].

Итак, мы рассмотрев исторические условия написания повести, мировоззрение автора, литературные источники.       


§2. Повесть «Дядюшкин сон» в оценке                           литературоведов

Современная Достоевскому критика обошла молчанием «Дядюшкин сон». Единственный отклик на публикацию повести был помещен в бельгийской газете Le Nord (1859, 20 avr. № 119). Сам писатель позднее тоже был склонен недооценивать это произведение. В 1873 г. в письме московскому студенту   М. П. Федорову, просившему разрешения обработать повесть для сцены, Достоевский писал: «15 лет я не перечитывал мою повесть «Дядюшкин сон». Теперь же, перечитав, нахожу ее плохою. Я написал ее тогда в Сибири, в первый раз после каторги, единственно с целью опять начать литературное поприще, и ужасно опасаясь цензуры (как к бывшему ссыльному). А потому невольно написал вещичку голубиного незлобия и замечательной невинности. Еще водевильчик из нее бы можно сделать, но для комедии — мало содержания, даже в фигуре князя, — единственной серьезной фигуре во всей повести».

Несмотря на скептическое отношение Достоевского к вопросу о сценическом воплощении «Дядюшкиного сна», повесть эта рано проникла на сцену, и ее инсценировки неизменно пользовались в театре большим успехом. Впервые спектакль по повести под названием «Очаровательный сон» был поставлен в московском Малом театре уже при жизни Достоевского, в 1878 г[12].

Большинство исследователей сходятся в едином мнении, что хотя данная повесть и не характерна для Достоевского, но созданные типы получат развитие в позднейшем творчестве.

Так, в книге В. Н. Захарова «Система жанров Достоевского. Типология и поэтика» говорится о том, что «в творчестве Достоевского представлены две разновидности повести. Одна из них развивала концепцию «петербургских повестей» Пушкина и Гоголя. Вторая обязана своим появлением концепции жанра, сложившейся в русской литературе 20-30 годов, согласно которой повесть – «тот же роман, но меньший в объеме», «роман в миниатюре», «глава, вырванная из романа». Эта концепция жанра представлена повестью «Дядюшкин сон»[13].

Другой исследователь Д. О. Заславский[14] пишет:

«Достоевский не улыбается ни на одной из известных нам фотографий и картин. Драматическое, трагическое – на первом плане его повестей и романов. Сюжетная основа влечется почти во всех крупных произведениях к убийству, самоубийству или сумасше­ствию. Истеричность — черта многих героев. Они не говорят, а «вскри­кивают». Их чувства болезненны. Часто они «в горячке».

И тем не менее смех звучит в очень многих, если не во всех произве­дениях Достоевского. Смех временами озаряет их страницы. Это разного рода смех. Он может быть злым, желчным, но нередко и добрым, свет­лым. Не подлежит сомнению, что Достоевский любил смеяться, высоко ценил юмор и превосходно владел им.

Конечно, таких произведений «единственно для смеху» в обширней­шем творчестве Достоевского очень мало, и они не характерны. Но вообще юмор присутствует почти всюду, даже в самых драматических произ­ведениях, он не случаен, он — в самой писательской натуре Достоевского. Иначе и быть не могло у писателя, который вышел из великой гоголев­ской школы и придавал огромное значение смеху.

Достоевский писал о «страшном могуществе смеха» Гоголя, о том, что это могущество не выражалось так сильно «еще никогда, ни в ком, нигде, ни в чьей литературе с тех пор, как создалась земля» (XIII, 103). Отме­тим тут же, что он называл этот смех «маской» Гоголя, прикрытием для чувств, совсем не смешных.

Юмор и сатира играют такую существенную роль в творчестве Досто­евского, что заслуживают особого рассмотрения. Они проходят через все противоречия литературно-художественного облика Достоевского и сами трансформируются в соответствии с этими противоречиями».

Поэтому «Дядюшкин сон» интересен  в этом плане.

«Сатирический пафос, также как пафос многих произведений так называемой обличительной литературы второй половины 50-х годов, был прямо направлен против основы самодержавной власти – дворянско-помещичьего общества. Выводя на сцену своей провинциальной комедии представителей мордасовского общества («Дядюшкин сон») Достоевский подобно автору     «Губернских очерков», вышедших за два года до появления его повестей, раскрывает всю ограниченность и пошлость, провинциальное одичание и нравственный распад правящего сословия, его паразитизм по отношению к эксплуатируемому крестьянству, тяжкий труд которого, например, для бездельника, волокиты и болтуна князя К., промотавшего за свою жизнь не одну сотню душ, служил лишь средством для веселых и бездумных развлечений», - отмечает   Н. П. Утехин[15].

Несмотря на значимость повести Достоевского в дальнейшем его творчестве, «Дядюшкин сон» исследован частично и в основном затрагивает связь с литературной традицией предшественников.


Глава 2. Средства изображения характера главных          героев в повести Достоевского «Дядюшкин сон»

§1. Роль портрета и речевой характеристики женских     образов в повести «Дядюшкин сон»


В построении ситуаций и композиции образов Достоевский широко пользовался свидетельствами действительности и любил исходить из ее данных. Огромное художественное чутье и уверенный опыт романиста обычно подсказывали Достоевскому основной закон подлинного искусства портретирования: типизация действительности, преображение факта до его творческого выражения, возведение реального случая в закономерность художественного замысла и подчинение зыбкого жизненного явления твердым принципам идеи, формы и стиля.

Достоевский никогда не стеснял себя данными действительности и подлинными признаками прототипа; ему нужна была не определенная конкретная фигура во всех ее житейских особенностях, а лишь ее художественная выразительность[16].

Комедийные герои по преимуществу психологически однолинейны. Психологическая емкость и разнообразие характеров в великих комедиях – лишь различные вариации одних и тех же их пороков.

Но такого рода психологическая односторонность, лишенная оттенков, как раз и была чужда творческому методу Достоевского. Достоевский в своих произведениях отразил эпоху распада буржуазного сознания, выразил в них совершенно иное, чем прежде, мировоззрение, « сильно шокирующее интеллект, оперирующий старыми дуалистическими категориями».

В творениях Достоевского как бы нарушалось привычное для  традиционного эстетического сознания ясное ощущение «точной меры …отклонения героев от нормы», от привычных нравственных ориентиров, что безусловно отменяло и традиционную логику комических конфликтов. Созданные им «чудаки» с характерным для них сложным переплетением стремлений и страстей, глубоко погруженные в окружающий их мир, все более теряли свою исключительность и психологическую определенность[17].

Таково описание одной из главных героинь повести «Дядюшкин сон» Москалевой Марьи Александровны. Достоевский не дает ее  портрета вообще, а знакомит с ней читателя через образ поведения, поступки, с помощью речевой характеристики. Мы узнаем, что она первая дама в Мордасове. Властная, взбал­мошная и честолюбивая. Мужа сво­его не ставит ни в грош и держит его в деревне. Известно, что почти  никто в городе ее не любит, а мно­гие ненавидят.

Образ ее подается с едкой иронией. Рассказчик много говорит о ее уме и «комильфотности» (comme il faut – умение себя держать), которое, в частности, проявля­ется в умении «...убить, растерзать, уничтожить каким-нибудь одним, словом соперницу… а между тем покажет вид, что и не заметила, как выговорила это слово»[18].

Ловкая и беспринципная, способная на все для достижения своих целей, властолюбивая Марья Александровна Москалева, отличающаяся, впрочем, по меткому выражению сатирика, «от Наполеона тем, что у нее даже на самых высоких вершинах славы никогда не кружилась голова»[19].

Очень емко изображает героиню в течение всего текста речевая характеристика. Например, мы наблюдаем два проявления Марьи Александровны.

        В разговорах  с князем, дочерью (с целью воздействия на чувства и достижения желаемого результата), Мозгляковым, провинциальными дамами:

«Но, князь, - поспешно перебивает Марья Александровна, - я слышала об ужаснейшем происшествии! Признаюсь, я была вне себя от испуга… Не ушиблись ли вы? Смотрите! этим пренебрегать невозможно…[20]»

«Ты не веришь мне, Зина! Не сотри на меня враждебно, дитя мое! Я не осушала глаз эти два года, но скрывала от тебя мои слезы, и, клянусь тебе, я во многом изменилась сама  в это время! Я давно поняла твои чувства и, каюсь, только теперь узнала всю силу твоей тоски…»(С. 386)

«Ах, Боже мой, как вы наивны, mon cher Paul. Напротив, нам надобно молить Бога о его здоровье. Надобно всем сердцем  желать долгих дней этому милому, этому доброму, этому рыцарски честному старичку! Я первая, со слезами, и день и ночь буду молиться за счастье моей дочери…»(С. 425)

«Я уже не говорю о том, можно сказать, восторге, который я чувствую, видя вас обеих у меня, и еще вечером, - запела Марья Александровна, оправившись от первого изумления, - но скажите, пожалуйста, какое же чудо зазвало вас сегодня ко мне, когда я уже совсем отчаялась иметь эту честь?» (С. 443)

Марья Александровна учтива, любезна, использует все возможные средства, чтобы завладеть разумом собеседника, не пренебрегает лестью, возвышенными словами.

Наедине же с собой, иногда при дочери, с мужем Афанасием Матвеевичем героиня искренна и груба:

«Ах, Боже мой! – вскричала она, - черт несет эту сороку, полковницу!» (С. 392)

«Ах ты, харя! Ах ты, осиновый кол! Ну, слыхано ли что-нибудь глупее такого ответа?…как смеешь ты напоминать мне, что я твоя жена?» (С. 429)

«Ах, черт бы их взял! я и не подумала об этом театре! изловчились,

сороки!» – прошептала Марья Александровна вне себя от бешенства»    (С. 444)

Таким образом, мы рассмотрели образ Москалевой Марьи Александровны, в котором речевая характеристика играет ведущую роль.

В раскрытии образа другой главной героини Москалевой Зинаиды Афанасьевны участвуют и портрет, и собственно прямая речь, с помощью чего достигается художественная выразительность, несмотря на то, что Достоевский и здесь скуп на подробные описания.

О дочери Марьи Александровны читатель узнает из рассказа о слухах в Мордасове и «о каких-то странных ее связях, полтора года назад, с уездным учителишкой» и «о какой-то любовной записке, написанной Зиной»: «Зинаида, бесспорно, красавица, превосходно воспитана, но ей двадцать три года, а она до сих пор не замужем» (С. 354). Небольшое повествование, вводящее в курс событий, сводится к заключению: «…она горда, слишком горда». Эта характеристика определяющая и во всей повести выстраивается своеобразный ряд эпитетов: «холодна и небрежна», «выражение ее серьезно и строго», «движения ее свысока небрежны», «голос твердый и строгий».

Дан краткий портрет Зинаиды Афанасьевны: «Она хороша до невозможности: росту высокого, брюнетка чудными, почти совершенно черны ми глазами, стройная, с могучею дивною грудью. Ее плечи и руки — античные, ножка соблазнительная, поступь королевская», «она одета в простое белое кисейное платье» (С. 361). Достоевский неслучайно облачает свой героиню в белый цвет, который весьма символичен и дополняет образ девушки, чистой, честной, справедливой.

В описании внешности также особое внимание концентрируется на кольце («сплетенное из чьих-то волос, судя по цвету, - не из маменькиных»).

Зинаида – единственный в повести романтический персонаж, в проявлении своих чувств не считается с условностями светского поведения. «Зинаида Афанасьевна, вообще говоря, была чрезвычайно романтического характера. Не    знаем, от того ли, как уверяла сама Марья Александровна, что слишком начиталась «этого дурака» Шекспира с «своим учителишкой»», - пишет автор о    своей героине. (С. 462)

Одним из значительных эпизодов в повести «Дядюшкин сон», завязкой конфликта является диалог матери с дочерью, попытка первой уговорить Зину выйти замуж за князя К., отказ и следующее за ним согласие.

Зина, не предполагающая такого решения ее судьбы, сначала тверда и слушает мать с ироническим настроем, и называет ее «женщиной-поэтом», а ее выдумку – «поэтическим вдохновением». Такое ее поведение выявляется вследствие анализа прямой речи героини: «К чему так кривляться, маменька, когда все дело в двух словах? – раздражительно проговорила Зина», «Уж не хотите ли вы меня выдать за этого князя, чтобы устроить судьбу мою? – спросила она с странной улыбкой», постепенно твердость характера слабеет: «А я нахожу, что это просто вздор! – запальчиво воскликнула Зина». – Вздор! вздор!», «Говорите, - сказала Зина, заметно бледнея» (С. 384).

Марья Александровна, затрагивая прошлое и, соответственно, чувства дочери, добивается ее согласия. Непонятен такой поворот в сильном, волевом сознании. Говоря, что «обман – всегда обман…какие бы ни были цели», она не объясняет своего поступка («Для чего я это делаю? – вам не надо знать»). Вероятно, в следующем отрывке Достоевский сообщает причину: «Зина, несмотря на некоторую ограниченность своего настоящего взгляда на вещи, понимала, что мать ее любит, и – тяготилась этой любовью. Ей даже было бы легче, если б мать ее ненавидела…» (С. 396)

Зинаида ставит условие, что если «подробности вашего плана будут уже слишком отвратительны, слишком грязны, то объявлю вам, что я не выдержу и все брошу», что вскоре и происходит.               

Бунт Зины против «мордасовских нравов», «героическая выходка», в которой она, не терпящая более унижения, рассказывает собравшимся людям, «мнением которых презирает», всю правду об обольщении князя: «Да, мы обманули вас обе, князь: маменька тем, что решилась заставить вас жениться на мне, а я тем, что согласилась на это. Вас напоили вином, я согласилась петь и кривляться  перед вами…» (С. 464)

Ее стойкий характер особенно проявляется в последней главе – побег к умирающему возлюбленному Васе. ( «Нет, нет, никогда! Я не выйду замуж!.. ты мой первый…всегдашний…» (С. 473))

И в конце повести «Дядюшкин сон» Москалева Зинаида Афанасьевна, уже будучи женой генерал-губернатора, «гордая и надменная».    

Итак, образ Зины также психологически однолинеен и создается с помощью портрета и речевой характеристики.

Среди женских образов есть и второстепенные – это Зяблова Настасья Петровна, Антипова Анна Николаевна, Паскудина Наталья Дмитриевна, Фарпухина Софья Петровна. Автор кратко знакомит с ними. Каждая из них несет одну и ту же функцию в произведении: заманить князя К. к себе, женить его либо на себе, либо на дочери, а после невозможности осуществления своих планов – разрушить чужие, т. е. Марьи Александровны.

Так, «проживающая у Марьи Александровны в качестве дальней родственницы, Настасья Петровна Зяблова» готова выйти замуж за князя, но, подслушав разговор Москалевой с дочерью, решает отомстить и зовет Мозглякова в чулан подслушивать.

Все провинциальные дамы съезжаются в дом Москалевой «с решительным намерением быть свидетельницами какого-нибудь необыкновенного скандала», «каждая смотрела с необыкновенным коварством».

Сам повествователь обобщает этих героинь.                                       


§2. Сон и реальность в изображении Ф. М. Достоевским

Слова "сон", "сновидение" попадают в название трех произведений Достоевского ("Дядюшкин сон", "Петербургские сновидения в стихах и прозе", "Сон смешного человека"), но герои многих его романов и повестей видят особенные сны, которые подробно описывает автор. В повести «Дядюшкин сон» как такового сна нет. Мотив сна пародийно обыгран и травестирован: сном объявлена идея неравного брака, на который мать толкает свою дочь. Можно утверждать, что мотив сновидения имеет в раннем творчестве Достоевского скорее негативный смысл.

«Дядюшкин сон» создан в традиции гоголевской школы. Главная тема повести – губительное влияние среды на характер человека. Жизнь обитателей города Мордасова, и прежде всего главной героини повести Марьи Александровны Москалевой, - пустая, безнравственная, пошлая, - всеми, однако, принимается за настоящую, истинную жизнь. Какая-нибудь неожиданная выходка воспринимается окружающими как явление необыкновенное, своего рода героизм. Таково пошлое сознание обывателя, в котором смешиваются планы высокого и низкого, обыденная житейская суета, состоящая из сплетен, интрижек и тому подобных «значительных» дел, подменяет подлинно человеческие интересы. Здесь самое сильное чувство – страсть к богатству и знатности. Поэтому князь К. – дряхлая развалина, «полукомпозиция», «полупокойник» - закономерно становится в этом обществе  и центром внимания и предметом поклонения. Достоевский не раз возвращается к описанию внешности князя (сцены одевания), все это нужно, чтобы подчеркнуть главную тему «Дядюшкина сна» – искусственность жизни дворянского общества, его духовное убожество[21].

Конфликт завязывается с идеи женить князя, которую предлагает сам Мозгляков Павел Александрович: «Знаете ли что? Его надо женить, Марья Александровна!» Водевильная идея разворачивается в скандал, основным поводом которого стало слабоумие князя К. и его убеждение Мозгляковым, что все случившееся – не более чем сон, в результате чего расстроена не только женитьба князя, но и отношения самого Мозглякова с Зинаидой.

У дядюшки стирается грань между сном и действительностью: «Сначала мне приснился какой-то престрашный бык с рогами; а потом приснился какой-то прокурор, тоже как будто с рогами…А потом Наполеона Бонапарте видел», и предложение он делал «непременно во сне».

Столкновение реальности и сна происходит на глазах собравшихся врагов Москалевой. Л. П. Гроссман в работе «Достоевский-художник» пишет, что «для композиций Достоевского характерны многолюдные и бурные сцены, как бы сотрясающие все построение, - сборища, сборы, скандалы, истерики, пощечины, припадки. <…> В наиболее простом виде прием этот выступает в повести «Дядюшкин сон»[22]: коварные намеки и язвительные обиняки накаляют атмосферу. Пахнет заговором. Первая сплетница и скандалистка города обрушивается с вульгарными обвинениями на хозяйку дома к всеобщему наслаждению всех посетительниц. Появляется Мозгляков: «Она вздрогнула, как будто что-то кольнуло ее». Затем вышел и князь. С этого момента персонажи живут по разным представлениям о действительности: для дядюшки – бывшая реальность – теперь сон; для Марьи Александровны – аллегория в словах князя о женитьбе; для гостей – путаница и изумление.

Выдуманный сон играет особую композиционную роль в повести: он дает возможность реализации столкновения между Москалевой и мордасовским обществом, князем; приводит к откровению не выдержавшей обмана Зинаиды, тем самым и к развязке действия. Марья Александровна опозорена, собравшиеся дамы довольны разыгравшейся перед ними комедией, Мозгляков увозит князя в гостиницу, где тот и умирает. Но повесть еще не завершена. Читатель только сейчас знакомится с романтическим героем – учителем, возлюбленным Зины Васей.

Противопоставляя мордасовскому обществу своих добродетельных      героев, Достоевский не разрешает конфликт моралистически. Он слишком хорошо чувствует силу обстоятельств, чтобы надеяться легко побороть их резонерскими речами учителя и сентиментальностью Зины.

Противостояние сна и действительности и рожденная идея Марьи Александровны выдать дочь за князя К., а после его смерти еще более выгодно, приводит в последней главе именно к ее осуществлению.   

 Определенное жанровое значение (повесть) имеет завершение этой водевильной истории. В ее финале петербургский франт Мозгляков, по «ветрености своего характера» оказавшийся в одном из «отдаленных краев», развязно появился на балу у генерал-губернатора, но от его столичного «форса» не осталось и следа: в жене «старого воина, израненного в сражениях», он изумленно признает Зину, в которую был некогда влюблен. Возникает сюжетная парафраза «Евгений Онегин» Пушкина, не раз отмеченная исследователями. Пошлый и ничтожный Мозгляков, игравший в жизни «чужие роли», и на этот раз пытался произвести впечатление на Зину, разыгрывая сразу несколько «ролей», в том числе Онегина, узнавшего в светском рауте Татьяну, однако напрасно, «Зина совершенно не замечала его». Но он же, после своего фиаско на балу, оказывается способным к духовному очищению. На следующее утро представилась «какая-то командировка, и Мозгляков с наслаждением выпросил ее себе: Он даже освежился душой, выехав из города, с другими мыслями»[23].

Итак, мы рассмотрели проблему соотнесения сна и реальности в повести «Дядюшкин сон», где сон пародийно обыгран и выполняет определенную композиционную функцию связи сюжетных частей.


§3. Смысл названия повести Достоевского                      «Дядюшкин сон»

Название рассказа Достоевского — «Дядюшкин сон» напоминает нам названия водевилей: «Дядюшка на трех но­гах» Каратыгина, «Дядюшкина тайна» Ленского, «Комедия с дядюшкой» П. Григорьева, «Еще комедия с дядюшкой, или Водевиль с племянником» (его же)[24].

Во всех этих названиях присутствует слово «дядюшка», таким образом мы видим продолжение Достоевским водевильной традиции, в основу которой положена идея выдать главную героиню замуж  за престарелого князя К. – дядюшку. Не случайно он именно дядюшка, это такое наименование родства, показывающее уважение и близость. Тем самым герои так обращаясь к нему искали расположения. Кроме того дядюшка является лицом новым в городе Мордасове, каждый пытается завладеть его вниманием.

В образе князя К. Достоевский сатирически изображает ту сторону дворянской культуры, которая характеризовалась чисто внешним усвоением европеизма. Князь провел большую часть своей жизни в Париже, Вене, на модных европейских курортах. Однако Байрон или Бетховен для него только модные имена, вызывающие в памяти какие-то сомнительные анекдоты. Совершенно незнакома ему русская жизнь, а крепостнические отношения воспринимаются в виде сентиментальной идиллии, восходящей к литературе конца XVIII в.

Князь богат, что и становится предметом внимания Москалевой Марьи Александровны. Но ее планам не суждено осуществиться, и причиной тому явился сон дядюшки.

В названии повести указана именно кульминация сюжета как самая значимая часть, разворачивающаяся в скандал, столь свойственный для композиций Достоевского. Это, очевидно, композиционная школа Гоголя. История Москалевой напоминает судьбу городничего: в момент объявления блестящего  замужества своей дочери властный градоправитель переживает крушение всех своих тщеславных планов на глазах у целого сборища врагов.

Названия произведения раскрывает ограниченность и пошлость, провинциальное одичание и нравственный распад правящего сословия, его паразитизм по отношению к эксплуатируемому крестьянству, труд которого, например, для бездельника, волокиты и болтуна князя К., промотавшего за свою жизнь не одну сотню душ, служил лишь средством для веселых и бездумных развлечений.

Смысл в том, что сон легко заменяет действительность, а жизнь легка, как сон, но только для тех, в чьих руках деньги. И последнему превосходно противопоставлен Достоевским образ учителя Васи. Также на поверхности идея о влиянии среды на человека: Зинаида – ее жертва.

Следовательно, затронутые в повести проблемы глубоки и актуальны; они мастерски раскрыты писателем через конфликт и систему героев.

Заключение

Итак, творчество Достоевского многогранно и разнообразно, наряду с серьезными, трагедийными произведениями оно включает и комедийные повести, в частности «Дядюшкин сон». В нашей работе были рассмотрены различные проблемы, касающиеся, во-первых, места повести в творчестве писателя – это, конечно, уже зрелый Достоевский: в повести, наряду с новой манерой изложения, появилось множество типов, которые полностью проявятся только в будущих романах; во-вторых, взглядов писателя в 50-е годы; в-третьих, место в ряду вышедших в 50-е годы романов (Тургенева, Щедрина, Писемского, Григоровича) – Достоевский явно учитывал изменения произошедшие» за время его отсутствия в литературе.

Также выявили причины написания сатирического произведения, раскрыли исторические условия, литературных источников; описали своеобразие конфликта, систему героев.

Данная работа весьма актуальна, вследствие того, что повесть «Дядюшкин сон» мало исследована, как произведение несвойственное писателю и малозначимое. На самом же деле это произведение попало в общий тон времени. Обличительная литература смеялась над типами и явлениями николаевского режима. Прогрессивность ее антикрепостнического, антидворянского направления не внушала сомнений. А оригинальность и талантливость сразу создали повести большой успех, вплоть до постановки на сцене. Юмористические и сатирические краски не поблекли и ныне.


Библиография

I.  Достоевский Ф. М. Бедные люди: Романы, повести. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002

II.  1. Энциклопедия литературных героев: Русская литература второй половины XIX века. – М.:Олимп; ООО «Издательство АСТ»; 1997.- 768с.

2. Словарь литературоведческих терминов/ Ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – М.,1974

3. Введение в литературоведение. – М., 2002                 

III.  1. Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. Саратов, 1975

2. Бельчиков Н. Ф. Достоевский в процессе петрашевцев. – М.: Изд. «Наука»., 1971.

3. Гроссман Л. П. Достоевский-художник//Творчество Достоевского/Отв. Ред. Н. Л. Степанов, Д. Д. Благой и др. – М.: АН СССР, 1959.

4. Гроссман Л. П. Достоевский. – М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Издательство второе, исправленное и дополненное.,1961.

5. Заславский Д. О. Заметки о юморе и сатире в произведениях Достоевского//Творчество Достоевского/Отв. Ред. Н. Л. Степанов, Д. Д. Благой и др. – М.: АН СССР, 1959.

6. Захаров В. Н. Поэтика повести// Захаров В. Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. – Л.,1985.

7. Кулешов В. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: Очерк/ М.:Дет. лит., 1979

          8. Нечаева В. С. Ранний Достоевский. М., 1979

9. Поспелов Г. Н. Творчество Ф. М. Достоевского. М., «Знание», 1971. 64 с.

10. Примечания. Дядюшкин сон.// Ф. М. Достоевский. Собрание сочи                                            нений. В десяти томах./Под ред. Л. П. Гроссмана, А. С. Долинина, В. В. Ермилова, В. Я. Кирпотина, В. С. Нечаевой,  Б. С. Рюрикова. – Москва.,1956. – т. 2

11. Утехин Н. П. Ф. М Достоевский. Комические повести и рассказы //Утехин Н. П. Современность классики. – М.: Современник, 1986. – 383с.


[1] Поспелов Г. Н. Творчество Ф. М. Достоевского. М., «Знание», 1971. 64 с. С.5

[2] Поспелов Г. Н. Творчество Ф. М. Достоевского. М., «Знание», 1971. 64 с. С.6

[3] Бельчиков Н. Ф. Достоевский в процессе петрашевцев. – М.: Изд. «Наука»., 1971. С. 41-42.

[4] Поспелов Г. Н. Творчество Ф. М. Достоевского. М., «Знание», 1971. 64 с. С. 13.

[5]Бельчиков Н. Ф. Достоевский в процессе петрашевцев. – М.: Изд. «Наука»., 1971. С. 43.

[6] Гроссман Л. П. Достоевский. – М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Издательство второе, исправленное и дополненное.,1961. С. 203-204

[7] Нечаева В. С. Ранний Достоевский. М., 1979. С. 254—260.

[8]Примечания. Дядюшкин сон.// Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений. В десяти томах./Под ред. Л. П. Гроссмана, А. С. Долинина, В. В. Ермилова, В. Я. Кирпотина, В. С. Нечаевой,  Б. С. Рюрикова. – Москва.,1956. – т. 2. – С. 653-655.

 

[9] Нечаева В. С. Ранний Достоевский. М., 1979. С. 254—260.

[10]Кулешов В. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: Очерк/ М.:Дет. лит., 1979.-206 с. С. 64-65.

[11]Гроссман Л. П. Достоевский-художник//Творчество Достоевского/Отв. Ред. Н. Л. Степанов, Д. Д. Благой и др. – М.: АН СССР, 1959. С.353.

[12] http: //www.rbb.ru//dostoevski

[13] Захаров В. Н. Поэтика повести// Захаров В. Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. – Л.,1985. С. 67.

[14] Заславский Д. О. Заметки о юморе и сатире в произведениях Достоевского//Творчество Достоевского/Отв. Ред. Н. Л. Степанов, Д. Д. Благой и др. – М.: АН СССР, 1959. С. 445-446.

[15] Утехин Н. П. Ф. М Достоевский. Комические повести и рассказы //Утехин Н. П. Современность классики. – М.: Современник, 1986. – 383с. С. – 202.

[16] Гроссман Л. П. Достоевский-художник//Творчество Достоевского/Отв. Ред. Н. Л. Степанов, Д. Д. Благой и др. – М.: АН СССР, 1959. С.363.

[17]  Утехин Н. П. Ф. М Достоевский. Комические повести и рассказы //Утехин Н. П. Современность классики. – М.: Современник, 1986. – 383с. С. – 206.

[18] Энциклопедия литературных героев: Русская литература второй половины XIX века. – М.:Олимп; ООО «Издательство АСТ»; 1997.- 768с. – С.121-123.

[19] Утехин Н. П. Ф. М Достоевский. Комические повести и рассказы //Утехин Н. П. Современность классики. – М.: Современник, 1986. – 383с. С. – 208.

[20]Здесь и далее цитаты приводятся из: Достоевский Ф. М. Бедные люди: Романы, повести. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 371.

[21] Примечания. Дядюшкин сон.// Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений. В десяти томах./Под ред. Л. П. Гроссмана, А. С. Долинина, В. В. Ермилова, В. Я. Кирпотина, В. С. Нечаевой,  Б. С. Рюрикова. – Москва.,1956. – т. 2. – С. 653-655.

[22] Гроссман Л. П. Достоевский-художник//Творчество Достоевского/Отв. Ред. Н. Л. Степанов, Д. Д. Благой и др. – М.: АН СССР, 1959. С.344.

[23] Захаров В. Н. Поэтика повести// Захаров В. Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. – Л.,1985. С. 67.

[24] Гроссман Л. П. Достоевский-художник//Творчество Достоевского/Отв. Ред. Н. Л. Степанов, Д. Д. Благой и др. – М.: АН СССР, 1959. С.351.


© 2011 Банк рефератов, дипломных и курсовых работ.