![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная Рефераты по рекламе Рефераты по физике Рефераты по философии Рефераты по финансам Рефераты по химии Рефераты по хозяйственному праву Рефераты по экологическому праву Рефераты по экономико-математическому моделированию Рефераты по экономической географии Рефераты по экономической теории Рефераты по этике Рефераты по юриспруденции Рефераты по языковедению Рефераты по юридическим наукам Рефераты по истории Рефераты по компьютерным наукам Рефераты по медицинским наукам Рефераты по финансовым наукам Рефераты по управленческим наукам Психология педагогика Промышленность производство Биология и химия Языкознание филология Издательское дело и полиграфия Рефераты по краеведению и этнографии Рефераты по религии и мифологии Рефераты по медицине |
Курсовая работа: Электродвигатель постоянного тока мощностью 400 Вт для бытовой техникиКурсовая работа: Электродвигатель постоянного тока мощностью 400 Вт для бытовой техникиМіністерство освіти і науки України Східноукраїнський Національний Університет імені ВОЛОДИМИРА ДАЛЯ Кафедра електромеханіки Пояснювальна запискадо курсового проекту на тему:Электродвигатель постоянного тока мощностью 400 Вт для бытовой техники ПК 037.000.000 ПЗ Студент групи ЕТ-661 Дунда А.С. Керівник проекту Губаревич О.В. 2010 р. Реферат Розроблено двигун постійного струму з шихтованою станиною для побутової техніки. Приведено розрахунок магнітного ланцюга для номінального режиму і визначені основні розміри електродвигуна. Побудовані робочі характеристики. Виконано тепловий та вентиляційний розрахунки. Введение Электрические машины в общем объеме производства электротехнической промышленности занимают основное место, поэтому эксплуатационные свойства новых электрических машин имеют важное значение для экономики нашей страны. Проектирование электрических машин - это искусство, соединяющее знание процессов электромеханического преобразования энергии с опытом, накопленным поколениями инженеров - электромехаников, умение применять вычислительную технику, при проектировании новой или улучшении старой, уже выпускаемой машины. Целью настоящего проекта является разработка электродвигателя постоянного тока мощностью 400 Вт с шихтованной станиной для бытовой техники. При этом повышается КПД двигателя, уменьшается металлоемкость и трудоемкость при изготовлении. В данном проекте произведены расчеты главных размеров электродвигателя, обмотки якоря, обмотки возбуждения, произведены расчеты магнитной цепи и рабочих характеристик машины, выполнены тепловой и вентиляционный расчеты, механический расчет вала. Электромагнитный, тепловой и вентиляционный расчёты выполнялись по методикам, изложенным в [1]… [4]. Характеристики к.п.д. , а также кривые индукции, и линейной нагрузки якоря малых машин постоянного тока, приведенные на рис. 3.1-3.3, взяты из [4]. Методика электромагнитного, теплового расчета двигателя , и вентиляционного расчета взяты из [1],[2] с использованием некоторых формул, коэффициентов и характеристик, отражающих особенности проектирования малых машин, приведенных в [4]. 1. Технико-экономическое обоснование проекта1.1 Особенности коллекторных двигателей для бытовых приборов Коллекторные двигатели постоянного тока и универсальные коллекторные двигатели по целому ряду свойств выгодно отличаются от асинхронных двигателей: они позволяют получать различные частоты вращения; дают возможность просто, плавно и экономично регулировать частоту вращения в широком диапазоне, имеют сравнительно высокий КПД, большие пусковые моменты. Эти положительные качества способствуют широкому распространению коллекторных двигателей несмотря на наличие у них весьма существенных недостатков, вызываемых наличием щеточно-коллекторного узла, снижающего надежность и требующего дополнительного ухода. Особенностью коллекторных двигателей является то, что они не имеют дополнительных полюсов и компенсационной обмотки. По конструкции коллекторные двигатели весьма просты, что является несомненным их преимуществом перед рядом других двигателей. Микродвигатели постоянного тока, выполняются, как правило, двухполюсными. Корпус и ярмо обычно совмещаются. Полюсы и ярма статора штампуются как одно целое из листов электротехнической стали, которые тщательно изолируются. Корпуса в этом случае, если они имеются, выполняются из сплавов алюминия. В двигателях, имеющих бескорпусное исполнение, подшипниковые щиты укрепляются непосредственно на пакете стали статора. В коллекторных двигателях чаще применяются шариковые подшипники, которые обязательно снабжаются специальными защитными шайбами, уплотнителями, необходимыми для защиты подшипников от угольной пыли, особенно в двигателях с плохой коммутацией, рассчитанных на работу прибольших частотах вращения. Коллекторы двигателей, как правило, имеют пластмассовую основу. Иногда для увеличения прочности коллекторы снабжаются армирующими кольцами. 1.2 Обоснование проекта Целью настоящего проекта является разработка электродвигателя постоянного тока с шихтованной станиной. При этом повышается КПД двигателя, уменьшается металлоемкость и трудоемкость при изготовлении. За базовую конструкцию разрабатываемого двигателя принята конструкция двигателя шихтованной станиной квадратного сечения. При этом необходимо решение следующих задач: 1) максимально возможное расширение диапазона регулирования частоты вращения; 2) максимально возможное уменьшение габаритов и массы двигателя при заданном вращающем моменте (мощности) двигателя при заданном значении высоты оси вращения; 3) улучшение динамических свойств двигателя и их виброакустических характеристик; 4) повышение эксплуатационной надежности. 2. Техническое задание на разработку двигателя 2.1 Наименование КР Двигатель постоянного тока мощностью 400 Вт для бытовой техники. 2.2 Цель выполнения КР и назначение изделия Цель выполнения - создание электродвигателя для бытовой техники. Применение электродвигателя повышает КПД привода, уменьшает металлоемкость и трудоемкость при изготовлении. 2.3 Технические требования 2.3.1Требования по назначению Режим работы продолжительный по ГОСТ 2582-81. Основные номинальные параметры двигателя. Мощность -400 Вт. Напряжение питания обмотки якоря- 220 В. Напряжение питания обмотки возбуждения - 220 В. Номинальная частота вращения 3000 об/мин. Предельные отклонения от номинальных значений параметров по ГОСТ 183-74. 2.3.2 Требования по надежности Средний срок службы при наработке 30000 часов не менее 15 лет. Вероятность безотказной работы машины за период 10000 часов эксплуатации (при доверительной вероятности 0,7) - не менее 0,8. Наработка щеток – 20000 ч. Коэффициент готовности – 0,9. 2.3.3 Требования по эксплуатации Двигатели должны изготавливаться в климатическом исполнении УХЛ, рассчитаны на эксплуатацию на высоте над уровнем моря до 1000 м, при температуре окружающего воздуха от 1 до 40 °С и относительной влажности 98% при температуре 35 °С. Двигатели должны соответствовать группе эксплуатации М8 по ГОСТ 17516-77. Степень защиты двигателя ІР22 по ГОСТ 14254-80. Способ охлаждения двигателя 1С01 по ГОСТ 20459-75. 2.3.4 Конструктивные требования Конструктивное исполнение IM1001 Двигатель должен изготавливаться с изоляцией не ниже класса В по ГОСТ 8865-70. Сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и между пазами должно быть: а) при нормальных климатических условиях в практически холодном состоянии двигателя - не менее 40 МОм.; б) в нагретом состоянии – не менее 2,5 МОм.; в) после испытания на влагоустойчивость - не менее 1 мОм. 3. Расчетная часть для номинального режима 3.1 Выбор главных размеров Предварительное значение
КПД электродвигателя Ток потребляемый электродвигателем в номинальном режиме (предварительное значение),
Ток якоря, принимая ток в
независимой обмотке возбуждения равным 10…20% от потребляемого тока, (
Потери в обмотках и контактах щёток малых электродвигателей продолжительного режима составляют в среднем около двух третьей общих потерь в них. Следовательно, электромагнитная мощность определяется:
Выбираем линейную нагрузку якоря предварительно по рис. 3.2 для
затем уточняем после проверки коммутации в п.3.6.3 и 3.6.4. Окончательно получим Индукция в воздушном
зазоре Коэффициент полюсной дуги
Рис. 3.1. Кривые КПД малых машин постоянного тока в зависмости от полезной мощности на валу Рис.3.2. Индукция в воздушном зазоре и линейная нгрузка якоря Отношение длины пакета
якоря к его диаметру для машин малой мощности находится обычно в пределах Выбираем Диаметр якоря
При отсутствии радиальных
вентиляционных каналов Число полюсов принимаем Полюсное деление
Действительная ширина полюсного наконечника
Расчетная ширина полюсного наконечника (полюсной дуги) малых машин вследствие насыщении тонких полюсных наконечников на 2-3% больше длины действительной полюсной дуги
3.2 Выбор обмотки якоря Ток параллельной ветви
При двухполюсном
исполнении применяется простая петлевая обмотка, при четырёхполюсном-простая
волновая. Выбираем простую петлевую обмотку с числом параллельных ветвей, равным
числу полюсов (это свойство простой петлевой обмотки) Предварительное общее число эффективных проводников по (10.4) [2]
Выбор числа пазов якоря (по опыту построенных электродвигателей малой мощности) производится по следующему приближенному соотношению:
Принимаем число пазов
якоря:
Число эффективных проводников в пазу
принимаем
Выбираем паз полузакрытой трапецеидальной формы с параллельными сторонами зубца. Число коллекторных
пластин К для различных значений числа секционных сторон в пазу
Поскольку
Уточняем линейную нагрузку:
Корректируем длину якоря:
Принимаем Тогда
Предварительное значение ЭДС для продолжительного режима работы при параллельном возбуждении
Предварительное значение магнитного потока на полюс
Сечение воздушного зазора, табл. 10.17 [2],
Индукция в воздушном зазоре, табл. 10.16 [2],
Наружный диаметр коллектора
Принимаем: Окружная скорость коллектора
Коллекторное деление
Полный ток паза
Окружная скорость якоря
Предварительное значение
плотности тока в обмотке якоря принимаем Предварительное сечение эффективного провода по (10.9) [2]
Принимаем по табл. П3.1
[] проводник марки ПСД: по ГОСТ диаметр голого провода dг=0,000355 м;
диаметр изолированного провода тогда сечение эффективного проводника
Уточняем значение плотности тока в обмотке якоря
3.3 Расчет геометрии зубцовой зоны Высота паза якоря (согласно опыту построенных машин) составляет
Принимаем Ширина зубца по (10.11) [2]. Частота перемагничивания стали зубцов
Допустимое значение индукции в стали
зубца (по технологическим условиям принимается в пределах 1,3…1,5 Тл),
принимаем для уменьшения потерь в стали якоря при частоте перемагничивания
Размеры паза в штампе принимаем согласно стр. 293 [1]. Принимаем
ширину шлица паза (табл.8.14) высоту шлица
паза (cм. рис.3.1) Принимаем толщину клина Исходя из условия паралельности граней, находим: b2=(pD-2hп)/Z1-bz1=3,14×( 0,073-2×0,02)/26)- 0,0031 = 0,0009 м = 0,9 мм; b1=p (D-2hш1 -2hк)/ Z1-bz1=3,14( 0,073-2×0,0005-2∙0,0005)/ 26- - 0,0031 = 0,0055м =5,5 мм; по (8.44)- (8-45) [1] ( hпк=hп-hш1- hк=0,02-0,0005-0,0005 = 0,0190 м =19 мм.
Рис.3.2. Паз якоря Согласно табл. 8.12. [1] припуск по ширине паза на
сборку: Размеры паза в свету по (8.42) [1] с учетом припусков
на сборку
Площадь поперечного сечения трапецеидального паза, в котором располагается обмотка, корпусная изоляция и прокладки (см. табл. 3.1.) Высота паза без шлица по (8.44)
Площадь поперечного сечения трапецеидального паза, в котором располагается обмотка, корпусная изоляция и прокладки (8.43)
Односторонняя толщина изоляции в пазу поз.1, рис.3.1 Площадь поперечного сечения корпусной изоляции по (8.42) [1] согласно рис.3.1 и табл. 3.1( поз.1 и поз.2)
Площадь поперечного сечения паза, которая остаётся свободной для размещения проводников обмотки по (8.48) [1]
Коэффициент заполнения паза изолированными проводниками определяем из 10.21 [2] :
что удовлетворяет требованию технологичности изготовления обмотки, который должен находится в пределах не более 0,68...0,72 (см. стр. 147 [2]). Таблица 3.1 Изоляция класса В обмотки статора
Рис. 3.3. Изоляция класса В обмотки статора Минимальное сечение зубцов якоря по табл.10.16 [2]
![]() Для магнитопровода принимаем сталь 2013.Уточняем индукцию в сечении зубцов:
3.4 Расчет обмотки якоря Средняя длина лобовой
части витка при
Средняя длина витка обмотки якоря по (10.22) [2] а) б) Полная длина проводников обмотки якоря
Сопротивление обмотки якоря при J=20°С
Сопротивление обмотки якоря при J=75°С для изоляции класса В
Масса меди обмотки якоря по (10.26) [2]
Расчет шагов обмотки: а) шаг по коллектору и результирующий шаг
б) первый частичный шаг
в) второй частичный шаг
Практическая схема обмотки приведена на рис. 3.4. 3.5 Коллектор и щетки Ширина нейтральной зоны по (10.76) [2]
Выбираем щетки марки
ЭГ-14. Принимаем ширину щетки равной По табл. П.4.1 выбираем стандартные размеры щетки: ширина щётки длина щётки высота щётки Поверхность соприкосновения щетки с коллектором
Поверхность соприкосновения всех щеток с коллектором
Плотность тока под щетками по (8-83) [2]
Допустимая плотность тока
для щетки марки ЭГ-14 Активная длина коллектора по оси вала согласно [4]
Принимаем Полная длина коллектора по оси вала согласно [4]
3.6 Проверка коммутации Так как в рассматриваемых
машинах постоянного тока малой мощности добавочные полюсы в коммутационной зоне
отсутствуют и щетки на коллекторе обычно располагаются на геометрической
нейтрали, то процесс коммутации тока в короткозамкнутых секциях якоря
получается замедленным из-за наличия в них реактивной э. д. с. Во избежание недопустимого
искрения под щетками величина э. д. с. в секции не должна превышать
определенного значения. Однако коммутация тока в секции может также ухудшиться
вследствие влияния поля полюсов, если ширина коммутационной зоны Ширина зоны коммутации по (10.75) [2] а) б) Отношение
что удовлетворяет условию [4]
Коэффициент магнитной проводимости паза по (10.69) [2] a)
б) +(0,081/0,044)+0,92∙1,138)= 6,638. Индуктивность обмотки
якоря
6,638/26)∙(2496/(2∙2∙2))2=54,938 мГн. Реактивная ЭДС по (10.69) [2]
ЭДС, индуктируемая в коммутируемой секции от поперечного поля реакции якоря, определяется следующим путём. Вначале определяем индукцию в зоне коммутации от действия поперечной МДС якоря [3]:
Затем определяем ЭДС, индуктируемую в коммутируемой секции от поперечного поля реакции якоря
Среднее значение результирующей ЭДС в короткозамкнутой секции якоря
В машинах малой мощности
без добавочных полюсов, если щётки расположены на геометрической нейтрали, для
обеспечения удовлетворительной коммутации Индуктивность цепи якоря (для расчета параметров электропривода в гл.5)
Активное сопротивление цепи якоря (для расчета параметров электропривода в гл. 5)
3.7 Определение размеров магнитной цепи Внутренний диаметр якоря и диаметр вала для машин малой мощности
Принимаем Сечение магнитной системы приведено на рис. 3.5. Рис. 3.5. Магнитная система двигателя: 1- станина; 2 – якорь; 3 – обмотка возбуждения В
двигателях с непосредственной посадкой сердечника якоря на вал внутренний
диаметр якоря равен диаметру вала. В таких двигателях с Высота спинки якоря: а) действительная высота спинки якоря по (8.126)
б) расчетная высота спинки якоря по (8.124) для
четырёхполюсних машин при (
в противном случае
Принимаем
расчетную высоту спинки якоря Принимаем для сердечников
главных полюсов сталь марки 2013 толщиной 0,5 мм: коэффициент магнитного рассеяния
для малых машин Высота сердечника полюса малых машин предварительно может быть принята:
Принимаем Ширина сердечника главного полюса определяется следующим путём. Принимается индукция в
сердечнике полюса. В машинах для продолжительного режима работы принимается в
пределах Принимаем Определяется поперечное сечение сердечника полюса:
где
Принимаем Индукция в сердечнике по табл.10.17 [2]
Индукция в станине в
машинах для продолжительного режима работы принимается в пределах не более Принимаем Сечение станины предварительно
Длина станины по (10/52) [2]
Высота станины предварительно, табл.10.17 [2]
Принимаем высоту станины Сечение станины окончательно
Воздушный зазор для двигателей продолжительного режима [4]
Наружный размер станины с пямоугольным сечением по вертикали
Внутренний размер станины по вертикали с прямоугольным сечением
Наружный размер станины по горизонтали с прямоугольным сечением выбираем на 10% больше
Принимаем Внутренний размер по горизонтали станины с прямоугольным сечением
3.8 Расчетные сечения магнитной цепи Сечение воздушного зазора, табл. 10.17 [2],
Длина стали якоря
Минимальное сечение зубцов якоря, табл. 10.16 [2], Sz= 0,001213 м2. Расчетное сечение спинки якоря, табл. 10.16 [2],
Сечение сердечника главного полюса, табл. 10.16 [2],
Сечение станины (см. п.
3.5.6) 3.9 Средние длины магнитных линий Воздушный зазор для
двигателей продолжительного режима из 3.5.10 Коэффициент воздушного зазора, учитывающий наличие пазов на якоре, по (10.50б) [2]
Расчетная длина воздушного зазора
Длина магнитной линии в зубцах якоря
Длина магнитной линии в спинке якоря
Длина магнитной линии в сердечнике главного полюса
Длина магнитной линии в станине
3.10 Индукция в расчетных сечениях магнитной цепи Индукция в воздушном зазоре, табл. 10.16 [2],
Расчетная индукция в сечении зубцов якоря, табл. 10.16 [2],
Индукция в зубцах якоря принимается до 1,3…1,5 Т. Индукция в спинке якоря, табл. 10.16 [2],
Максимальная индукция допускается до 1,3…1,5 Т. Индукция в сердечнике главного полюса, табл. 10.16 [2],
Индукция в сердечнике главного полюса в машинах для продолжительного режима работы допускается до 1,0…1,5 Т. Индукция в станине, табл. 10.16 [2],
Индукция в станине в машинах для продолжительного режима работы допускается в пределах до 1,0…1,4 Т. 3.11 Магнитные напряжения отдельных участков магнитной цепи Магнитное напряжение воздушного зазора на два полюса
Коэффициент вытеснения потока
Магнитное напряжение ярма
якоря Hj для стали 2013 определяется по основной кривой намагничивания
табл. П.1.5 [2] , значения которой введены в программу для автоматического
определения
Магнитное
напряжение зубцов якоря определяется для стали 2013 с учетом ответвления
магнитного потока в паз. Если индукция в каком либо сечении зубца окажется
более 1,8 Т, то необходимо учесть отвлетвление части потока зубцового деления в
паз. При этом действительная индукция в зубце уменьшается ло сравнению с
рассчитанной в п 3.10.2. Методика определения действительной индукции в зубце Определяем среднюю ширину паза, п. 8.8 [2]
Коэффициент, определяющий отношение площадей поперечных сечений паза и зубца на половине высоты зубца,
Определяем по (4.32) [2] Таблица 3.2.
По значению
Магнитное напряжение сердечника главного полюса (сталь 2013), Hг определяется по табл. П.1.5 аналогично:
Магнитное напряжение станины (шихтованная сталь 2013), Hc определяется по табл. П.1.5
Суммарная МДС на полюс
МДС переходного слоя
Аналогичным образом
производим расчет для потоков, отличных от номинального значения (например,
0,5; 0,75; 1,0; 1,4 и т.д.) . Результаты расчета сведены в табл.3.2. В верхней
строке таблицы приведены относительные значения потока Таблица 3.2 Расчет характеристик намагничивания
Строим характеристику
холостого хода (намагничивания) – зависимость удельной ЭДС 3.12 Расчет обмоток возбуждения Размагничивающее действие реакции якоря определяем по переходной характеристике (черт. РР1) по методике п.10.5 [2]. При нагрузке под
действием поля поперечной реакции якоря
Из переходной
характеристики определяем (автоматически программой) минимальное значение
магнитной индукции в воздушном зазоре под сбегающим краем полюса Тому що поле реакції
якоря замикається по контуру: зубці якоря, спинка якоря, повітряний зазор,
полюсний наконечник, то повітряний зазор вибирають таким, щоб індукція Максимальное значение намагничивающей силы под набегающим краем полюса:
Из переходной
характеристики определяем максимальное значение магнитной индукции в воздушном
зазоре под набегающим краем полюса Из (10.35) [2] определяем среднее значение индукции в воздушном зазоре под нагрузкой:
где Из переходной
характеристики определяем (автоматически программой): Определяем МДС поперечной реакции якоря:
Продольная коммутационная МДС якоря в машинах малой мощности возникает в результате смещения нейтральной точки обмотки с геометрической нейтрали при замедленной коммутации тока в короткозамкнутых секциях. В машинах без добавочных полюсов и положении щёток на геометрической нейтрали процесс коммутации в короткозамкнутых секциях якоря получается замедленным. В этом случае коммутационная МДС якоря у двигателей усиливает поле полюсов. Её величина определяется следующим путём. Переходное падение
напряжения в щёточном контакте на пару щёток марки ЭГ-14 по табл. П4.2 [2] Сопротивление щёточного контакта
Период коммутации
Средняя длина силовой линии поперечного поля якоря в междуполюсном пространстве двигателя
Средняя эквивалентная индуктивность секции якоря
Коэффициенты определяются:
Коммутационная МДС якоря на один полюс
Для устойчивой работы
двигателя при изменении нагрузки на валу применим стабилизирующую
последовательную обмотку. Без стабилизирующей обмотки возбуждения с увеличением
нагрузки на валу двигателя увеличивается ток якоря и увеличивается
размагничивающее действие реакции якоря на основной магнитний поток главных
полюсов. При достаточно большом значении реакции якоря зависимость частоты
вращения якоря от мощности на валу двигателя имеет не падающий, а возрастающий
характер, что приводит к неустойчивому режиму работы двигателя. МДС
последовательной стабилизирующей обмотки возбуждения должна компенсировать МДС реакции
якоря. Поэтому принимаем МДС стабилизирующей обмотки равной МДС поперечной
реакции якоря (направлены навстречу друг другу) Число витков стабилизирующей обмотки на один полюс
Принимаем Уточняем МДС стабилизирующей обмотки при номинальном режиме работы
Сечение и диаметр провода
последовательной обмотки возбуждения. Плотность тока в обмотке предварительно
выбираем для машин со степенью защиты IP22 по п.10.7: Расчетное сечение провода предварительно
Принимаем по табл. 10.18
[2] круглый провод ПСД: по табл. П.3.1 [2] диаметр голого провода dГСО=0,00075
м, диаметр изолированного провода сечение провода Окончательная плотность тока в проводнике стабилизирующей обмотки возбуждения
Средняя длина витка стабилизирующей обмотки
Полная длина обмотки
Сопротивление стабилизирующей
обмотки возбуждения при
Сопротивление
стабилизирующей обмотки возбуждения при
Масса меди стабилизирующей обмотки
Выбираем изоляцию обмоток: изоляция сердечника: эпоксидная смола, толщина 1 мм. Потребная площадь окна для размещения стабилизирующей обмотки возбуждения на полюсе
где
Продольная составляющая
МДС якоря
Необходимая МДС шунтовой обмотки возбуждения на один полюс
Вначале принимаем значение Принимаем предварительно ширину катушки параллельной обмотки
толщину изоляции обмотки возбуждения
(изоляция сердечника полюса- эпоксидная смола толщиной 1 мм)
=0,239 м. Расчетное сечение меди параллельной обмотки при последовательном соединении катушек полюсов по (10.58) [2]
= 0,00000001379 м2, где Принимаем по табл. 10.18
[2] круглый провод ПСД: по табл. П.3.1 [2] диаметр голого провода Номинальную плотность тока принимаем для машин со степенью защиты IP22 по п.10.7:
Число витков на полюс по (10.64) [2] с учетом выбранного сечения провода
Потребная площадь окна для размещения обмотки возбуждения на полюсе
где
На основании Определяем номинальный ток возбуждения:
Полная длина обмотки
Сопротивление обмотки
возбуждения при
Сопротивление обмотки
возбуждения при
Масса меди параллельной обмотки
Выбираем изоляцию обмоток: изоляция сердечника: эпоксидная смола, толщина 1 мм. 3.13 Потери и КПД Электрические потери в обмотке якоря по п. 10.10 [2]
Электрические потери в
обмотке возбуждения
Электрические потери в переходном контакте щеток на коллекторе
Потери на трение щеток о коллектор
где f = 0,2 - коэффициент трения щетки. Потери в подшипниках определяются следующим путём [4]. Масса якоря с обмоткой и валом (стр. 232) [2]
Масса коллектора с валом (стр. 232) [2]
Потери в подшипниках
Потери на трение якоря о воздух при скорости вращения до 12000 об/мин
Масса стали спинки ярма якоря по (10.103) [2]
Условная масса стали зубцов якоря по (10.101) [2]
Магнитные потери в ярме якоря a) б) где p1,0/50=1,75
Вт/кг, Магнитные потери в зубцах якоря
Добавочные потери
Сумма потерь
Потребляемая мощность
Коэффициент полезного действия по (8-97) [2]
3.14 Рабочие характеристики Для построения рабочих
характеристик двигателя
МДС поперечной реакции
якоря
МДС стабилизирующей
обмотки возбуждения
Продольная коммутационная МДС якоря на один полюс представим зависимостью от тока I
Задаваясь током якоря IТ, определяем ЭДС обмотки якоря: б) Вычисляем результирующую МДС возбуждения:
По значению
Определяем скорость вращения якоря
Ток якоря при холостом ходе
Вычисляем ток двигателя:
Потребляемая мощность двигателя
Полезная мощность на валу двигателя
Коэффициент полезного действия
Вращающий момент
Результаты расчетов, по пп.15.1-15.12 для ряда значений тока якоря IТ, сведены в табл. 3.4, рабочие характеристики двигателя приведены на черт РР1. Таблица 3.4 Рабочие характеристики двигателя
В результате расчета и построения рабочих характеристик двигателя установлены номинальные значения:
В табл..3.5 приведены рабочие характеристики двигателя (некоторые из них рассчитаны в относительных единицах) для автоматизированного построения на рис.3.8 при помощи редактора Exel. За базовые величины приняты номинальные значения, приведенные выше. Таблица 3.5 Рабочие характеристики двигателя в относительных единицах
3.15 Тепловой расчет Тепловой расчет выполняется согласно п. 10.11 [2] для оценки тепловой напряженности машины и приближенного определения превышения температуры отдельных частей машины. Для приближенной оценки тепловой напряженности машины необходимо сопротивления обмоток привести к температуре, соответствующей заданному классу изоляции; при классе нагревостойкости В сопротивления умножаются на коэффициент 1,15 . Расчетные сопротивления: обмотки якоря
обмотки паралельного возбуждения
стабилизирующей обмотки последовательного возбуждения
Потери в обмотках:
Коэффициент теплоотдачи с
внешней поверхности якоря (по рис.10.29) [2] при Превышение температуры охлаждаемой поверхности якоря над температурой воздуха внутри машины определяется по (10.133) [2]:
/( Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки якоря определяется по (10.135) [2]: a) периметр поперечного сечения паза по по (10.124) [2]:
б) перепад температуры
где Превышение температуры охлаждаемой поверхности лобовых частей обмотки якоря над температурой воздуха внутри машины определяется из (10.134), (10.125) [2]:
где Перепад температуры в изоляции лобовой части обмотки якоря определяется из: а) б) Среднее превышение температуры обмотки якоря над температурой воздуха внутри машины определяется из (10.138) [2]:
Сумма потерь, отводимых охлаждающим внутренний объем двигателя воздухом, согласно (10.120) [2],
Условная поверхность охлаждения двигателя определяется из (10.137) [2]:
Среднее превышение температуры воздуха внутри двигателя, согласно (8-142) [2]: а) Коэффициент подогрева
воздуха, (рис. 10.30) [2], при б) Среднее превышение температуры обмотки якоря над температурой охлаждающей среды
Превышение температуры наружной поверхности обмотки возбуждения над температурой воздуха внутри машины: а) периметр поперечного
сечения условной поверхности охлаждения обмотки возбуждения ПВ
определяется по эскизу междуполюсного окна; определяют длины участков контура
поперечного сечения обмотки; поверхности, прилегающие к сердечнику главного
полюса, не учитываются б) наружная поверхность охлаждения катушки обмотки возбуждения:
в) потери мощности ,отводимые охлаждающим внутрение обьёмы машины воздухом ( ориентировочно принимаем 90%):
г) коэффициент
теплоотдачи с поверхности обмотки возбуждения (рис. 10.29) [2] при д) Перепад температуры в изоляции катушки: а) средняя ширина катушки
обмотки возбуждения ,определяется по сборочному чертежу двигателя, б) где
принимаются, как и для изоляции обмотки якоря. Среднее превышение температуры обмотки возбуждения над температурой охлаждающей среды
Превышение температуры наружной поверхности коллектора над температурой воздуха внутри двигателя: а) поверхность теплоотдачи коллектора
б) коэффициент
теплоотдачи с поверхности коллектора (по рис. 10.31) [2] для окружной скорости
коллектора в) Среднее превышение температуры коллектора над температурой охлаждающей среды (при входе охлаждающего воздуха со стороны коллектора) по (10.150) [2]
Таким образом, среднее
превышение температуры обмотки якоря 16,2 3.16 Вентиляционный расчет Вентиляционный расчет выполняется приближенным методом. Метод заключается в сопоствлении расхода воздуха, необходимого для охлаждения для охлаждения двигателя, и расхода, который может быть получен при данной конструкции и размерах двигателя. Рассчитаем для двигателя аксиальную систему вентиляции. 3.16.1.Необходимое количество охлаждающего воздуха по (8-354) [1]: a)
б) где 3.16.2. Расхода воздуха, который может быть получен при данной конструкции и размерах двигателя со степенью защиты IP22 определяем по эмпирической формуле (8.355) [1]. 3.16.3. Коэффициент
Система охлаждения двигателя обеспечивает необходимый расход воздуха. Заключение 1. В результате расчетов получены следующие номинальные харак теристики двигателя постоянного тока:
2. Среднее превышение
температуры обмотки якоря 16,2 3.Необходимое количество охлаждающего воздуха 0,018 м3/с. Система охлаждения двигателя обеспечивает необходимый расход воздуха. Список используемых источников 1. Проектирование электрических машин: Учебное пособие для вузов. - В 2-х кн.: кн. 1 /И.П. Копылов, Б.К. Клоков, В.П. Морозкин и др; Под ред. И.П. Копылова. – М.: Энергоатомиздат, 1993. -464 с. 2. Проектирование электрических машин: Учебное пособие для вузов. - В 2-х кн.: кн.2 /И.П. Копылов, Б.К. Клоков, В.П. Морозкин и др; Под ред. И.П. Копылова. – М.: Энергоатомиздат, 1993. -384 с. 3. Сергеев П.С., Виноградов Н.В., Горяинов Ф.А. Проектирование электрических машин.-М.: Энергия, 1969.-632 с. 4. . Ермолин Н.П. Расчет коллекторных машин малой мощности. Л.: Энергия. 1973. – 216 с. 5. Справочник по электрическим машинам/ Под общ. ред. И.П. Копылова, Б.К. Клокова. Т.1. - М.: Энергоатомиздат, 1988. - 456 с. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|