Главная Рефераты по рекламе Рефераты по физике Рефераты по философии Рефераты по финансам Рефераты по химии Рефераты по хозяйственному праву Рефераты по экологическому праву Рефераты по экономико-математическому моделированию Рефераты по экономической географии Рефераты по экономической теории Рефераты по этике Рефераты по юриспруденции Рефераты по языковедению Рефераты по юридическим наукам Рефераты по истории Рефераты по компьютерным наукам Рефераты по медицинским наукам Рефераты по финансовым наукам Рефераты по управленческим наукам Психология педагогика Промышленность производство Биология и химия Языкознание филология Издательское дело и полиграфия Рефераты по краеведению и этнографии Рефераты по религии и мифологии Рефераты по медицине |
Курсовая работа: Анализ качества изделия машиностроенияКурсовая работа: Анализ качества изделия машиностроенияГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Кафедра «Технология металлов» МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ НА ТЕМУ: АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ИЗДЕЛИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2011Реферат Данная курсовая работа посвящена анализу качества изделия машиностроения. Она состоит из пояснительной записки и чертежа вала на формате А4. Пояснительная записка состоит из 27 листов, содержит 16 рисунков и 7 таблиц. В записке описывается 11 задач. В первой задаче приведен пример стандарта, используемого на предприятии, и определение стандартизации. Во второй задаче рассчитана и выбрана посадка с натягом для соединения зубчатого колеса с валом. Выполнен анализ полученной посадки и построена схема расположения полей допусков. Обозначена посадка соединения и поля допусков сопрягаемых деталей на эскизах. В третьей задаче подобраны посадки внутреннего и наружного колец подшипника. Выполнен анализ полученных посадок. Построены схемы расположения полей допусков. Обозначены на эскизах посадки соединяемых деталей и поля допусков этих деталей. В четвертой задаче подобраны размеры шпонки для соединения шкива с валом. Назначены посадки шкива на вал и посадки шпонки с пазом вала и пазом втулки в соответствии с вариантом задания. Выполнен анализ полученных посадок шпонки с пазом вала и пазом втулки. Построены схемы расположения полей допусков этих соединений. Обозначены на эскизах посадки соединяемых деталей и поля допусков деталей соединения. В пятой задаче назначены недостающие осевые и диаметральные размеры ступеней вала, исходя из особенностей конструкции. В шестой задаче составлена схема размерной цепи. Решена задача расчета размерной цепи с помощью метода полной взаимозаменяемости. В задачах 7-11 рассмотрены вопросы дальнейшего проектирования вала.деталь конструкция вал колесо Задача 1 Приведите пример стандарта, используемого на вашем предприятии, и определение стандартизации. Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандартизация основывается на объединенных достижениях науки, техники и передового опыта. Она определяет основу не только настоящего, но и будущего развития и должна осуществляться непрерывно. Стандарт – нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Приведем примеры стандартов, используемых на предприятии. При оформлении конструкторской документации используются: ГОСТ 2.301-68, ГОСТ 2.302-68, ГОСТ 2.303-68, ГОСТ 2.304-68 и т.д. Электромонтаж производится в соответствии с требованиями ГОСТ 23592-79. Разделка проводов и крепление жил производится в соответствии с требованиями ГОСТ 23587-79. Задача 21. Рассчитать и выбрать посадку с натягом для соединения зубчатого колеса с валом. 2. Выполнить анализ полученной посадки и построить схему расположения полей допусков. 3. Обозначить посадку соединения и поля допусков сопрягаемых деталей на эскизах. Решение. Значение наименьшего расчетного натяга: , где Рэ – удельное контактное эксплуатационное давление при действии крутящего момента, Па. , где f = 0,15 – коэффициент трения, n = 1,5 – 2 – коэффициент запаса прочности соединения, D = d – номинальный диаметр соединения, м, L – длина соединения, м. СD и Cd – коэффициенты Ламэ: , , где d1 – внутренний диаметр вала (если вал полый). d1 = 0. d2 – диаметр впадин зубчатого колеса. Наибольший расчетный натяг: , где Рдоп – наибольшее допускаемое давление на поверхности вала или втулки, Па. На поверхности втулки отсутствуют пластические деформации при: На поверхности вала отсутствуют пластические деформации при: Поправка к расчетному натягу на смятие неровностей поверхности детали URz, остальные поправки можно принять равными нулю. , где к – коэффициент, учитывающий высоту смятия неровностей отверстия втулки и вала. Для принятого метода сборки (с нагревом зубчатого колеса) принимаем: к = 0,5. С учетом поправки величины граничных допустимых значений функциональных натягов для выбора посадки будут равны: Выберем стандартную посадку по наибольшему натягу. Посадку будем выбирать в системе отверстия. В этой системе отверстие имеет основное нижнее отклонение Н, где ЕI=0. Исходя из условия, что натяг, обеспечиваемый стандартной посадкой (ГОСТ 25347-82), должен быть меньше функционального: Nmax ф > Nmax = es – EI, Определяем наибольшее допустимое значение верхнего отклонения вала: es < Nmax ф – EI = 232 – 0 = 232 мкм. В соответствии с неравенством по ГОСТ 25347-82 выбираем поле допуска вала: 95u8: es = +173 мкм < (232 мкм = Nmax ф). Принимаем поле допуска 95u8 (es = +173 мкм, ei = +124 мкм). Исходя из условия: Nmin ф < Nmin = ei – ES определяем наибольшее допустимое значение верхнего отклонения основного отверстия: ES < ei - Nmin ф = +124 – 21 = 103 мкм. В соответствии с неравенством по ГОСТ 25347-82 выбираем поле допуска основного отверстия: 95Н8: ES = +54 мкм < 103 мкм. Принимаем поле допуска 95Н8 (ES = +54 мкм, EI = 0). Посадка 95Н8/u8 – относится к рекомендуемым. Проанализируем выбранную посадку с натягом, данные сведем в табл. 1. Построим схему расположения полей допусков (рис. 1) и эскизы сопрягаемых деталей (рис. 2). Таблица 1
Характеристики посадки с натягом. Наибольший натяг: Nmax = dmax – Dmin = 95,173 – 95,0 = 0,173 мм Наименьший натяг: Nmin = dmin – Dmax = 95,124 – 95,054 = 0,070 мм Средний натяг: Nm = (Nmax + Nmin)/2 = (0,173 + 0,070)/2 = 0,1215 мм Допуск натяга: TN = Nmax – Nmin = 0,173 – 0,070 = 0,103 мм TN = TD + Td = 0,054 + 0,049 = 0,103 мм Задача 3Вал вращается, корпус редуктора неподвижен. Вид нагружения наружного кольца – местный, внутреннего – циркуляционный. Осевая нагрузка на опору отсутствует. 1. Подобрать посадки внутреннего и наружного колец подшипника. 2. Выполнить анализ полученных посадок. 3. Построить схемы расположения полей допусков. 4. Обозначить на эскизах посадки соединяемых деталей и поля допусков этих деталей. Подшипник №214, класс точности: 5, d = 70 мм, D = 125 мм, В = 24 мм, r = 2,5 мм, d’ = 79 мм, R = 19,5 кН, перегрузка: 300%. Решение Интенсивность нагрузки на посадочные поверхности: , где B1 – рабочая ширина посадочного места, м: В1 = В – 2r = 24 – 5 = 19 мм. kp = 1,8 - динамический коэффициент посадки, при перегрузке до 300%. F = 1 – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга (при сплошном вале). FА = 1 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки. По найденному значению РR и исходным данным выбираем поле допуска посадочной поверхности вала: n6. [2] Поле допуска отверстия в корпусе под наружное кольцо выбираем в зависимости от перегрузки, типа корпуса и типа подшипника: Js7. [2] Определяем числовые значения отклонений для этих полей допусков вала и отверстия в корпусе согласно ГОСТ 25347-82. Отклонения вала Ø70n6: es = +39 мкм; ei = +20 мкм. Отклонения отверстия в корпусе Ø125Js7: ES = +20 мкм; EI = -20 мкм. Числовые значения отклонений для полей допусков подшипника L5 и l5 определяем по ГОСТ 520-89. Отклонения отверстия внутреннего кольца Ø70L5: ES = 0; EI = -9 мкм. Отклонения наружного кольца подшипника Ø125l5: es = 0; ei = -11 мкм. Посадка внутреннего кольца подшипника на вал: Ø70L5/n6 (с натягом). Посадка наружного кольца в отверстие в корпусе: Ø125Js7/l5 (переходная). На рис. 3 приведем пример обозначения посадок подшипников качения на сборочных чертежах. По найденным значениям отклонений сопрягаемых деталей строим схемы расположения полей допусков наружного кольца подшипника с корпусом и внутреннего кольца с валом и проводим анализ этих посадок аналогично второй задаче (табл. 2,3; рис. 4,5). Характеристики посадки с натягом. Наибольший натяг: Nmax = dmax – Dmin = 70,039 – 69,991 = 0,048 мм Наименьший натяг: Nmin = dmin – Dmax = 70,020 – 70 = 0,020 мм Средний натяг: Nm = (Nmax + Nmin)/2 = (0,048 + 0,020)/2 = 0,034 мм Допуск натяга: TN = Nmax – Nmin = 0,048 – 0,020 = 0,028 мм TN = TD + Td = 0,019 + 0,009 = 0,028 мм Таблица 2
Таблица 3
Характеристики переходной посадки. Наибольший зазор: Smax = Dmax – dmin = 125,020 – 124,989 = 0,031 мм Наибольший натяг: Nmax = dmax – Dmin = 125,0 – 124,980 = 0,020 мм Средний зазор: Sm = (Smax + Smin)/2 = (0,031 – 0,020)/2 = 0,011 мм Средний натяг: Nm = (Nmax + Nmin)/2 = (0,020 - 0,031)/2 = -0,011 мм Допуск зазора: TS = Smax + Nmax = 0,031 + 0,020 = 0,051 мм Допуск натяга: TN = Smax + Nmax = 0,031 + 0,020 = 0,051 мм Задача 41. Подобрать размеры шпонки для соединения шкива с валом. 2. Назначить посадку шкива на вал и посадки шпонки с пазом вала и пазом втулки в соответствии с вариантом задания. 3. Выполнить анализ полученных посадок шпонки с пазом вала и пазом втулки. 4. Построить схемы расположения полей допусков этих соединений. 5. Обозначить на эскизах посадки соединяемых деталей и поля допусков деталей соединения. Вид шпоночного соединения: нормальное, d = 55 мм, l = 56 мм. Решение. По ГОСТ 23360-78 для вала Ø55 находим сечение шпонки bxh = 16х10 мм и ширину ступицы шкива lc = 75 мм > l. Допуски на глубину пазов вала и втулки: t1 = 6+0,2 или d - t1 = 55 – 6 = 49-0,2; t2 = 4,3+0,2 или d + t2 = 55 + 4,3 = 59,3+0,2. Предельные отклонения размеров по ширине паза вала и паза втулки должны соответствовать полям допусков ГОСТ 25347-82: При нормальном соединении: на валу N9, во втулке Js9. Предельные отклонения на ширину шпонки устанавливают по h9. Сопряжение шпонки с пазом вала будет осуществляться по посадке 16N9/h9, а с пазом втулки - 16Js9/h9 (переходные посадки). Отклонения на несопрягаемые размеры, которые рекомендует ГОСТ 23360. На высоту шпонки 10h11 = 10-0,090 На длину шпонки 56h14 = 56-0,74 На длину паза вала 56H15 = 56-1,2 В соответствии с рекомендациями [2] принимаем посадку шкива на вал 55Н9/h9. По ГОСТ 25347-82 находим отклонения, соответствующие принятым полям допусков. Для ширины шпонки b = 16h9; es = 0, ei = -43 мкм. Для ширины паза вала: В = 16N9: ES = 0, EI = -43 мкм. Для ширины паза втулки: Ввт = 16Js9: ES = +21 мкм, EI = -21 мкм. Проведем анализ посадок табл. 4,5; приведем схему расположения полей допусков рис. 6 и эскиз шпоночного соединения рис. 7. Таблица 4
Характеристики переходной посадки. Наибольший зазор: Smax = Dmax – dmin = 16,0 – 15,957 = 0,043 мм Наибольший натяг: Nmax = dmax – Dmin = 16,0 – 15,957 = 0,043 мм Средний зазор: Sm = (Smax + Smin)/2 = (0,043 – 0,043)/2 = 0 Средний натяг: Nm = (Nmax + Nmin)/2 = (0,043 – 0,043)/2 = 0 Допуск зазора: TS = Smax + Nmax = 0,043 + 0,043 = 0,086 мм Допуск натяга: TN = Smax + Nmax = 0,043 + 0,043 = 0,086 мм Характеристики переходной посадки. Наибольший зазор: Smax = Dmax – dmin = 16,021 – 15,957 = 0,064 мм Наибольший натяг: Nmax = dmax – Dmin = 16,0 – 15,979 = 0,021 мм Средний зазор: Sm = (Smax + Smin)/2 = (0,064 – 0,021)/2 = 0,0215 мм Средний натяг: Nm = (Nmax + Nmin)/2 = (0,021 – 0,064)/2 = -0,0215 мм Допуск зазора: TS = Smax + Nmax = 0,064 + 0,021 = 0,085 мм Допуск натяга: TN = Smax + Nmax = 0,064 + 0,021 = 0,085 мм Таблица 5
Задача 5Используя заданные по варианту размеры назначить недостающие осевые и диаметральные размеры ступеней вала, исходя из особенностей конструкции. Решение. Назначаем недостающие размеры (табл. 6.). Таблица 6
Задача 6При обработке вала с размерами, установленными в задаче 5, необходимо обеспечить отклонения размера между опорами под подшипник по двенадцатому квалитету (h12). Для этого необходимо: 1. Составить схему размерной цепи. 2. Решить прямую задачу (задачу синтеза) размерной цепи с помощью метода полной взаимозаменяемости. Решение. Необходимо при обработке вала выдержать размер АΔ= 226h12 = 226-0,46 (рис. 9). Составим схему размерной цепи (рис. 10). Производим проверку замкнутости размерной цепи, мм: , где Aj – номинальные размеры составляющих звеньев; m-1 – общее число составляющих звеньев без замыкающего; εj – передаточные отношения составляющих звеньев. АΔ = +1·394 - 1·144 - 1·24 = 226 мм Найдем значения единиц допуска для составляющих звеньев. А1 = 394 мм; А2 = 144 мм; А3 = 24 мм; Коэффициент точности: По данным ГОСТ 25346-89 ближайшее меньшее значение коэффициента точности к полученному будет для 10 квалитета. Оно равно 64 (IT10=64i). Назначаем по ГОСТ 25346-89 допуски составляющих звеньев по 10 квалитету: ТА1 = 0,230; ТА2 = 0,140 мм. Звено А3 выбираем увязывающим. Сумма допусков составляющих звеньев без увязывающего:
Допуск увязывающего звена: Отклонения составляющих звеньев назначаем в тело детали: А1 (394h10): Es = 0; Ei = -230; Ec = -115 мкм; А2 (144Н10): Es = +140; Ei = 0; Ec = +70 мкм; АΔ (226h12): Es = 0; Ei = -460; Ec = -230 мкм. Рассчитаем положение середины поля допуска увязывающего звена: Предельные отклонения увязывающего звена: EsАувяз = EсАувяз + ТАувяз/2 = +45 + (90/2) = +90 мкм EiАувяз = EсАувяз - ТАувяз/2 = +45 - (90/2) = 0 мкм Результаты расчетов сведем в табл. 7. Таблица 7
Проверка правильности выполненных расчетов. Задача 7Используя данные задач 2, 3, 4, 5, 6 указать на эскизе полученные поля допусков осевых и диаметральных размеров вала. Решение. Проставим размеры на рабочем чертеже вала, используя комбинированный метод (рис. 11). Для обработки левой части (после обработки правой) вал поворачивают на 180°, т.е. происходит смена технологических баз для формирования размеров как вдоль оси, так и диаметральных. Обеспечение при обработки точности размеров 24+0,09, 144Н10, 394h10 обеспечит точность размера 226h12, определяющего качество сборки. Для всех свободных размеров отклонения принимаем по 14 квалитету (по «среднему» классу точности). На чертеже об этом сделаем запись в технических требованиях. Задача 81. Выбрать средство измерения для контроля размера вала под посадку с натягом. 2. Охарактеризовать выбранное измерительное средство: наименование, ГОСТ, цена деления шкалы, диапазон измерений, погрешность измерения, температурный режим, вариант использования. Решение. Размер вала под посадку с натягом: 95u8. По ГОСТ 8.051-81 определяем: Допускаемая погрешность измерения: 12 мкм. Допуск размера: 54 мкм. Так как вал имеет значительную массу, то будем использовать не станковые, а накладные средства измерения. Рекомендуемые средства измерения: 1. Микрометр гладкий МК с величиной отсчета 0,01 мм, с закреплением на стойке, предельная погрешность измерения: 5 мкм. 2. Скобы индикаторные с ценой деления 0,01 мм, с закреплением на стойке, предельная погрешность измерения: 15 мкм. Для контроля размера выберем микрометр. Микрометр гладкий МК ГОСТ 6507-78; цена деления 0,01 мм; диапазон измерений 75-100; погрешность измерения 5 мкм; температурный режим - 2°С; закреплен на стойке (изолирован от рук оператора). Задача 9Назначить допуски соосности и цилиндричности для поверхностей вала под подшипники, и радиального биения – для поверхностей вала под зубчатое колесо и под шкив, используя нормальный уровень относительной геометрической точности. Решение. Назначим отклонения формы и расположения для поверхностей вала диаметром Ø95u8, Ø70n6, Ø55h9. Задан нормальный уровень относительной геометрической точности А. По ГОСТ 24643-81 определяем соответствующую степень точности формы. Для Ø95u8 – 7 степень точности, для Ø70n6 – 5 степень точности, для Ø55h9 – 8 степень точности. Допуск цилиндричности по ГОСТ 24643-81 для Ø70n6 и 5 степени точности – 6 мкм. Допуск радиального биения по ГОСТ 24643-81 для Ø95u8 и 7 степени точности – 40 мкм, для Ø55h9 и 8 степени точности – 60 мкм. Допуск соосности поверхностей под подшипники в диаметральном выражении по ГОСТ 24643-81. Для вала Ø70n6 (5 степень точности) он составит 16 мкм. В радиусном выражении – 16/2=8 мкм. В качестве базы для оценки радиального биения примем ось вала. Обозначение отклонений формы и расположения поверхностей покажем на рисунке 12. Задача 10Назначить требования к шероховатости поверхностей вала, исходя из нормального уровня относительной геометрической точности А. Решение. Для нормального уровня точности А принимаем Rz≤0,2T в пределах от 320 до 10 мкм и от 0,10 до 0,025 мкм. Rа≤0,05T в пределах от 2,5 до 0,002 мкм. Величины допусков для рассматриваемых размеров принимаются по ГОСТ 25346-89. Расчетные значения Rа или Rz округляем до ближайшего меньшего стандартного значения. Для Ø70n6: Т = 19 мкм, Rа ≤ 0,95 мкм, выбираем Rа = 0,8 мкм. Для Ø95u8: Т = 54 мкм, Rz ≤ 10 мкм, выбираем Rz = 10 мкм. Для Ø55h9: Т = 74 мкм, Rz ≤ 14 мкм, выбираем Rz = 12,5 мкм. Для 16N9: Т = 43 мкм, Rz ≤ 8 мкм, выбираем Rz = 8 мкм. Для прочих поверхностей назначаем Rz = 20. Обозначение параметров шероховатости поверхностей вала приведем на рисунке 13. Задача 111. Проанализировать точность резьбового соединения в соответствии с заданием по своему варианту. Привести эскизы резьбового соединения с обозначением посадки и отдельно деталей соединения с обозначением полей допусков. 1. Пояснить содержание условных обозначений. 2. Определить номинальные размеры параметров резьбы, показав их на эскизе. 3. Установить предельные отклонения диаметров резьбы, их предельные размеры и допуски. Определить зазоры. 4. Построить в масштабе схему расположения полей допусков, указав предельные размеры диаметров резьбы. Резьба М22-6Н/6d-30. Решение. Проанализируем точность резьбового соединения М22-6Н/6d-30. На рис. 14 приведем эскизы резьбового соединения, и эскизы полей допусков деталей соединения. Условное обозначение указывает, что резьба метрическая (угол профиля 60°), с крупным шагом, диаметром 22 мм, длиной свинчивания 30 мм. 6Н/6d – обозначение посадки резьбового соединения; 6Н – поле допуска среднего и внутреннего диаметров резьбы гайки; 6d – поле допуска среднего и наружного диаметров резьбы болта; 6 – степень точности, определяющая допуски диаметров резьбы гайки и болта; Н, d – основные отклонения соответственно диаметров резьбы гайки и болта. ГОСТ 24705-81 и ГОСТ 8724-81 определяем номинальные размеры наружного D (d), внутреннего D1 (d1) и среднего D2 (d2) диаметров резьбы, шага резьбы Р, исходной высоты профиля Н, а также угла профиля α для резьбы с номинальным диаметром 22 и крупным шагом. D = d = 22,000; D1 = d1 = 19,294; D2 = d2 = 20,376; Р = 2,5; Н = 0,8667Р = 2,167; α = 60°. На рис. 15 показаны основные параметры анализируемой резьбы. По ГОСТ 16093-81 устанавливаем предельные отклонения диаметров резьбы, сопрягаемых на посадках с зазором, мкм: Для гайки М22-6Н: ESD = +Н/8; EID = 0; ESD2 = +224; EID2 = 0; ESD1 = +450; EID1 = 0. Для болта М22-6d: esd = -106; eid = -441; esd2 = -106; eid2 = -276; esd1 = -106; eid1 = -Н/8. Предельные размеры и допуски средних диаметров резьбы болта и гайки, мм: D2max = 20,376 + 0,224 = 20,6; d2max = 20,376 - 0,106 = 20,27; D2min = 20,376 + 0= 20,376; d2min = 20,376 - 0,276 = 20,1; TD2 = D2max - D2min = 0,224; Td2 = d2max - d2min = 0,17 Для других диаметров резьбы расчет предельных размеров аналогичен. Отклонения шага и половины угла профиля, влияющие на взаимозаменяемость, учитываются допуском на средний диаметр. Зазоры в соединении по среднему диаметру, мм: S2max = D2max - d2min = 20,6 - 20,1 = 0,5; S2min = D2min - d2max = 20,376 - 20,27 = 0,106. На рис. 16 покажем расположение полей допусков диаметров резьбы, предельные размеры и зазоры в масштабе 100:1. В отличие от схем расположения полей допусков гладких соединений для схемы расположения полей допусков резьбового соединения условно принимается соосное расположение резьбы болта и гайки, поэтому на схеме откладываются половины значений отклонений. Учитывая особенности работы резьбового соединения М22-6Н/6d-30 и его точность, контроль параметров резьбы рекомендуется осуществлять резьбовыми калибрами. Список использованной литературы 1. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: в 2 т. / В.И. Анурьев. – М.: Машиностроение, 2001. – Т. 2. – 912 с. 2. Допуски и посадки: справочник: в 2 ч. / под ред. В.Д. Мягкова. – Л.: Машиностроение, 1982. – Ч. 1. – 544 с.; Ч. 2. – 448 с. 3. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии/ Г.Д. Крылова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 711 с. 4. Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения / А.И. Якушев. – М.: Машиностроение, 1986. – 352 с. 5. Зябрева Н.Н. Пособие к решению задач по курсу «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения» / Н.Н. Зябрева, Е.И. Перельман, М.Я. Шегал. – М.: Высшая школа, 1977. – 176 с. 6. Сергеев А.Г. Сертификация. / А.Г. Сергеев, М.В. Латышев. - М.: Логос, 2000. – 248 с. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|